Социально-психологический тренинг как форма активной групповой психологической работы. Его виды. Особенности применения методов терапии в социальной работе
Страница 1

Информация » Психосоциальная работа с детьми-инвалидами » Социально-психологический тренинг как форма активной групповой психологической работы. Его виды. Особенности применения методов терапии в социальной работе

«Игротерапия выступает как метод коррекции разбалансированных; эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей и подростков средствами игр». Игротерапией могут овладеть педагоги, социальные работники, стремящиеся активно использовать в своей деятельности по поддержанию, сопровождению и развитию ослабленных детей наиболее гуманные средства, соответствующие возрастным интересам и психофизическим возможностям детей.

По мнению разных авторов, в процессе игрового взаимодействия психотерапевту может отводиться:

– пассивная роль наблюдателя;

– роль партнёра;

– роль соучастника в игре;

– роль руководителя – организатора в игре;

– роль комментатора.

Одним из центральных моментов игрового взаимодействия является ролевое перевоплощение. Участники игрового взаимодействия реализуют взятые на себя роли, содержащие определённые правила. Добровольное подчинение правилам – другой важный момент игрового взаимодействия. Взяв на себя выполнение роли, участник руководствуется не столько привлекательностью ситуации, сколько правилами роли и ролевого взаимодействия с партнёрами. Тем самым игровое взаимодействие как бы вынуждает участника добровольно бороться с непосредственными импульсами. Так формируется произвольное поведение и новые личностные ценности.

Игровое взаимодействие – сопряжённые системы взаимных действий участников, их реакций, между которыми возникает причинная зависимость. Она имеет пространственно-временные характеристики, поэтому изучается, как правило, методом наблюдения и регистрации поведенческих проявлений. Регистрация данных наблюдения осуществляется в специально разработанных листах данных о психологическом портрете детей, участвующих в игротерапевтических группах на каждом занятии в течении полного курса реабилитационного процесса, включая начальный, преимущественно диагностический этап, корректирующий и заключительный, контрольно-итоговый. В соответствии с количеством фиксируемых компонентов игрового взаимодействия лист имеет графы поведенческих и иных проявлений в игре, а также графу неигрового поведения и примечаний. Проведение наблюдения осуществляется как минимум двумя психологами (педагогами), хорошо ориентирующимися в намеченных критериях и компонентах игрового взаимодействия детей.

Один из них участвует в игротерапевтическом сеансе, а другой фиксирует в листах материалы наблюдения. После проведения сеанса при необходимости возможно консультирование специалистов между собою по материалам наблюдения, зафиксированных в листах, и дополнительных протоколах замечаний, особенно в затруднительных или спорных ситуациях.

Сравнение особенностей на диагностическом, терапевтическом и завершающем этапах игротерапии позволяет сделать соответствующие выводы и рекомендации по дальнейшему поддержанию ребёнка в семье, дошкольном и школьном учреждении.

Групповые занятия (как правило их – 10) проводятся 1 – 2 раза в неделю для детей и параллельно организуются для родителей. Дети заняты в аттракционах (созданные по прототипам героев народных сказок), а родители в это время заняты на семинарах с семейным психологом или психотерапевтом. Если у ребёнка нет родителей, то занятия проводятся с опекуном, либо с учителями и воспитателями. На родительских семинарах идёт полный разбор проблем данного ребёнка, просмотр учебных фильмов. Выдача домашних заданий, ведение дневника наблюдений за ходом коррекционного лечения. Семинаров также – 10. Дневник ведут игротерапевты, занятые с ребёнком на аттракционе. Данные обследования обрабатываются, сравниваются с начальными, анализируются и родителям выдаются письменные рекомендации по работе с ребёнком дома. При необходимости коррекционное лечение повторяется на других аттракционах через определённое время, которое устанавливается индивидуально для каждого ребёнка.

Крупное направление в развитии игровой терапии возникло в 30 – годах с появлением работы Дэвида Леви, в которой развивались идеи терапии отреагирования – структурированной игровой терапии для работы с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие. Леви основывал свой подход в первую очередь на убеждении в том, что игра предоставляет детям возможности отреагирования. В рамках этого подхода терапевт воссоздаёт такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребёнку восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги.

Страницы: 1 2


Похожие статьи: