Сущность концепций Эмиля Дюркгейма
Страница 1

Информация » Концепции Эмиля Дюркгейма » Сущность концепций Эмиля Дюркгейма

По мнению Дюркгейма, социология может стать наукой только при условии, если у нее будет собственный предмет и собственный метод.

Предмет социологии Дюркгейма — это социальные факты, которые составляют особую социальная реальность, имеющую свои собственные качества и законы. Социальным фактом, по Дюркгейму, является любой социальный феномен, который:

· накладывает определенные ограничения на действия индивида

· является внешним, объективным по отношению к нему (не является результатом его субъективной мотивации).

В таком понимании объекта социологии выразилось негативное отношение Дюркгейма к утилитаристской традиции в английской социологии и экономике, в соответствии с которой любая деятельность рассматривалась сквозь призму субъективных мотивов и воли отдельного индивида.

В «Правилах социологического метода» Дюркгейм формулирует три основных положения, которым, по его мнению, должна следовать молодая наука.

1. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что:

· социальные факты являются внешними для индивидов;

· социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они строго наблюдаемы и безличны;

· устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.

2. Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что:

· социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями;

· она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

3. Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что:

· источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;

· общество представляет собой автономную систему, управляемую своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.[7,с. 32]

Соответственно в социологии Дюркгейма уменьшается и роль индивида в социологической теории: индивид практически оказывается не способным влиять на социальную реальность.

Таким образом, на индивида с самого рождения оказывается сильное давление, которое является гарантом социальной стабильности. Дюркгейм выделял два типа такого давления. Во-первых, это принуждение, исходящее извне, то есть от окружающих индивида людей и общества в целом. Во-вторых, это давление интериоризированных (то есть перенесенных внутрь) норм, которые становятся как бы внутренними двигателями человека (здесь обнаруживается родство взглядов Дюркгейма с психоаналитической социологией, ср. понятие Сверх-Я).[2,с. 54]

Отказ от ценностей, их утрату Дюркгейм называл аномией. Аномия — это такое состояние, когда общество утрачивает свою регулирующую функцию, а человек перестает верить в ценности общества. В результате этого человек переживает состояние дезориентации, оказывается неспособным отличить «хорошее» от «плохого», «правильное» от «неправильного». Аномия может также возникать вследствие нарушения равновесия между потребностями и степенью их удовлетворения. В этом случае общество оказывается неспособным ограничить человека и контролировать его поведение.[5, с. 20]

Затем Дюркгейм обратился к статистическим данным, касающимся самоубийств в разных обществах и разных группах общества. Ему удалось показать, что в современном ему обществе наиболее частотным типом оказывались эгоистическое и анемическое самоубийство, причем эгоистических самоубийств было больше среди протестантов, чем среди католиков, что объяснялось ослаблением социального контроля (разрушением коллективной совести), а также индивидуалистическим духом протестантизма. Альтруистические самоубийства были более типичными для социальных групп и обществ, в которых коллективная совесть более сильна (например, в примитивных обществах и в армии). Соответственно оказалось, что и среди горожан уровень самоубийств выше, чем среди жителей деревень, где общинный дух сохранился.[4, с. 65]

Дюркгейм изучал также религию и политику. В работах, посвященных религии, он высказал идею, что религиозные верования в примитивных обществах обеспечивают их целостность, а символическим воплощением их были сакральные объекты. В современных же обществах обнаружение таких сакральных объектов проблематично, что и приводит к состоянию аномии, грозящей общественному порядку. Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он разработал концепцию коллективного сознания (совокупности убеждений и мнений), разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества (или другие группы) придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может быть результатом любого резкого изменения социальной структуры (например, при внезапных экономических подъемах или спадах).[3,с. 101]

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Библиосоциология: история и методики исследований. Библиосоциология как научная дисциплина
Библиосоциология – отрасль социологии, подобная другим её отраслям, изучающим социальные институты – социологии образования, социологии здравоохранения, социологии управления, социологии политики и т.д. Объект библиосоциологии – социальный ...

Социология и философия
Выясняя взаимоотношение социологии и вненаучных форм знания, особо следует обратить внимание на то, что отличает ее (социологию) от философии и что их роднит. При этом вспомним мудрые замечания физика Фейнмана: "Если философия не наук ...

Социальный портрет юной отказницы
Во-первых, это выпускницы детских домов, у которых утрачена ценность материнства, присутствует социальная незрелость личности. Во-вторых, это рано родящие, которые лишены поддержки семьи, родственников, социального окружения. Третий тип - ...