Уровни развития экономической социологии

Информация » Объект и предмет экономической социологии » Уровни развития экономической социологии

Еще одна проблема уточнения предметного поля экономической социологии связана со структурой самого социологического знания, с выделением, в частности, в экономической социологии различных уровней постижения происходящих процессов.

Первый уровень. Теоретическая экономическая социология. Задачи, которые решаются на этом уровне, сводятся к следующим:

· Разработка общесоциологических концепций, теорий, основополагающих взглядов, идей, раскрывающих положение в экономической подсистеме общества в целом;

· Взаимодействие с другими отраслями социологии, другими сферами познания, близкими к социологическому анализу экономического поведения и сознания. Прежде всего, речь идет об экономической теории, политической социологии, социологии права и т.п.

· Разработка общей методологии, а также конкретных методов, приемов социологического анализа экономической подсистемы общества

· Выработка категориального аппарата, позволяющего социологическими приемами и методами анализировать ситуацию в экономической подсистеме общества. Это могут быть, к примеру, такие категории, как «экономическое сознание», «социальный механизм экономической подсистемы общества» и т.п. При этом экономическая социология использует как понятия и категории, которые выработаны общей социологией, так и разрабатываемые именно в этой частной социологической теории.

Второй уровень. Социологические теории среднего радиуса действия, как их назвал в конце 40-х годов 20 века Р. Мертон

(1910-2003). Мертон определил средний уровень социологии как средство конкретизации социологического знания применительно к социальным институтам и социальным процессам.

На этом уровне, например, осуществляется социологический анализ процессов, которые происходят в конкретных экономических институтах. Так, можно говорить, к примеру, об индустриальной социологии; социологии предпринимательства; социологии финансово-кредитной подсистемы экономики и т.п. Это, как видно, и не общие социологические построения, касающиеся масштабных теорий экономической сферы общества, и в то же время это и не эмпирические исследования, не конкретные замеры экономического сознания.

Третий уровень экономической социологии. Эмпирическая экономическая социология. В задачу этого уровня входит мониторинг экономического сознания и поведения, постоянное определение, выявление степени зрелости массового сознания, отслеживание процессов, которые происходят в поведенческой сфере в экономической подсистеме общества.


Похожие статьи:

Социально-психологические причины наркотизма
Распространение наркотизма как социального феномена, состоящего в массовом немедицинском потреблении наркотиков, несет в себе угрозы уголовного преследования и стигматизации молодых людей, разрушение их духовного и физического здоровья. Но ...

Южаков Сергей Николаевич (1849-1911)
Культура создаёт единство "активными элементами" общества – личностями, которые являются отчасти сами продуктами этой же культуры. По мнению Южакова, существует три вида деятельности личности: самостоятельная, но не согласованная ...

История социальной рекламы
Родоначальниками социальной рекламы считаются США и Великобритания, а наработанный опыт наиболее показателен и успешно используется в других странах. Государство - важнейший участник рынка социальной рекламы за рубежом. Практически с момен ...