Содержание общественного труда

Информация » Социология труда » Содержание общественного труда

Социально-психологическая структура простого процесса труда раскрывает общественный труд только с одной стороны — личностной. Человек рассматривается здесь хотя и как существо социальное, но все-таки не общественное в строгом смысле, т. е. не как совокупный субъект. Таковым может быть только большая социальная группа — социально-классовая (рабочие, крестьяне), социально-слоевая (работники творческого труда), социально-профессиональная (шахтеры, токари) или демографическая (мужчины и женщины, пенсионеры, молодежь).

В социально-психологической структуре труда индивид выступал как личность и рассматривался через совокупность мотивов, потребностей, ценностных ориентации. В общественно-экономической структуре труда он анализируется уже как представитель большой социальной группы, носитель социальных ролей и выразитель общественно-групповых интересов (требований). И в той и в другой структуре труд выражается через предмет, средства, продукт и субъект, но рассматриваются они на различных уровнях обобщения. Так, индивидуальные средства труда не всегда совпадают с коллективными, а личность — с совокупным субъектом.

Вещественное (или технико-организационное) содержание труда можно анализировать на двух уровнях общественного производства. На уровне рабочего места совокупность операций составляет основу содержания индивидуального труда, а на уровне народного хозяйства она превращается во взаимосвязанную систему отраслей и видов труда, т. е. в содержание общественного труда, одним из элементов которого выступают виды труда.


Похожие статьи:

Социальная работа как научная дисциплина. Социальная работа как наука
В этом разделе рассмотрены позиции профессора В.И. Курбатова, А.Г. Гусляковой и других. В своих работах они описывают собственное понимание социальной работы как теории, науки и отвечают на вопрос, что привело к формированию социальной раб ...

Государственная и социальная политика в отношении малообеспеченных семей
Государственную социальную помощь можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под ней понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят ...

Задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.
Нельзя изучать ребёнка с ограниченны­ми возможностями в отрыве от семьи, и поэто­му надо воспринимать все типы ролей и меж­личностных взаимоотношений в связи «ребё­нок — мать — семья» (мать — отец, мать — ребёнок — инвалид, мать — здоровый ...