Инновационные технологии в экономике
Страница 1

Информация » Инновационные социальные технологии » Инновационные технологии в экономике

Несмотря на то, что термин «инновация» сегодня не нов, его много раз произносят сегодня и при этом подчеркивают его некоторое почти бытовое значение. Управленцы и экономисты предприятий и учреждений оперируют этим термином, стараясь подчеркнуть свою экономическую грамотность, но в реальности мало кто ясно представляет – что же все-таки стоит за этим словом. Для чего требуется инновации на предприятии, как они протекают и какие приемы и процессы требуются для инноваций?

Инновация, в нашем понимании, – это такое изменение в первоначальной структуре производственной системы, которое приводит к возникновению качественного нового ее состояния. Поэтому условимся в дальнейшем считать, что инновация – это целевое изменение в функционировании предприятия (учреждения) как системы.

Основоположник экономического описания инноваций Й. Шумпетер, впервые выделил пять типов нововведений:

1. использование новой техники или новых технологий производства и / или сбыта;

2. внедрение новой продукции с новыми свойствами;

3. использование нового сырья;

4. изменения в организации производства и управления предприятием;

5. появление новых рынков сбыта.

Несмотря на такое разнообразие инноваций, сегодня существует достаточно мощный инструмент создания, внедрения и поддержки нововведений. Это маркетинг.

Маркетинг способствует инновационному процессу через изменения в организационной структуре и управленческих процедурах и методах. Поэтому первым по значимости нововведением следует считать организационные и управленческие изменения (вся дальнейшая работа будет посвящена инновациям в сфере управления и организации).

В общих чертах инновационный процесс состоит из трех этапов:

* разработка – выдвижение инициативы, предложения, идеи или проекта возможного решения какой-либо проблемы, который после проработки выльется в инновацию;

* внедрение – научно-техническая, экспериментальная или организационная деятельность, целью которой является начало инновации и поддержание необходимого хода ее протекания;

* распространение – использование уже однажды освоенной инновации в новых условиях или местах применения.

Несмотря на указанную последовательность указанных этапов, такое расположение часто становится нерентабельным с точки зрения фактора времени. Поэтому их уплотнение по степени выполнения в параллельном режиме становится насущной потребностью. Перекрытие указанных этапов, их наложение друг на друга позволяет выполнять ускорение разработки, внедрения и распространения инноваций, постановки всего процесса на долговременную основу как бы в «конвейерном» режиме.

Этот режим невозможен без учета жизненного цикла продукции (либо инновации). Дело в том, что ускорение научно-технического прогресса сокращает время полезного использования и получения экономического эффекта от внедрения инноваций. Часто такие изменения происходят не последовательно, а спонтанно, скачкообразно, что не позволяет использовать традиционные методы анализа и прогнозирования.

Жизненный цикл продукции (инновации) отражает количественные изменения потребностей (спроса) и состоит из пяти этапов:

1. внедрение продукции;

2. рост производства в соответствии с растущей потребностью;

3. зрелость продукции;

4. насыщение потребностей;

5. снижение потребности под влиянием повышения требований либо внедрения других инноваций.

Рассмотрим содержание отдельных фаз подробнее:

1. Внедрение инноваций связано с информированием потенциальных потребителей о технико-экономических свойствах продукции через маркетинг, рекламу и сбытовую деятельность. Одновременно идет учет и быстрая реакция на замечания, опыт и предложения потребителей по поводу выпущенной продукции (инновации);

2. Рост производства наступает в результате устоявшегося спроса на продукцию, когда произошло определение всех требуемых ее характеристик, отработаны производственные и сбытовые процессы, налажен послепродажный сервис;

3. Зрелость продукции наступает в период расширения сбыта, интенсификации и улучшения отдельных элементов производственных, сбытовых и управленческих процессов;

4. Насыщение является «началом» кризиса продукции, вызванное ее технико-экономическими параметрами. Она быстро устаревает и перестает отвечать запросам потребителей, растет их давление с целью добиться качественных улучшений в характеристиках либо снижения цены;

5. Сокращение характеризуется значительными трудностями со сбытом. В уже обкатанном производстве это ведет к чрезмерному росту запасов и, в конце концов, к неизбежной остановке.

Классификация инноваций с точки зрения их структурной характеристики следующая:

Инновации на «входе» в предприятие как систему. Это предполагает целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, т.е. производственных ресурсов.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи: