Заключение

В данной работе были проанализированы существующие принципы и механизмы социального обслуживания пожилых людей. При помощи совокупности методов – сравнительного, статистического, логического выявлены особенности современного состояния системы социального обслуживания пожилых граждан в нестационарных учреждениях. Оценена новая концептуальная модель социальной поддержки пожилых людей, применяемая в региональной практике, и выделены перспективы её развития.

Исследования подтверждают, что существующая проблема старения населения влияет на жизнеспособность общества в целом. Поэтому для решения демографических и социально – экономических проблем людей «третьего возраста» следует отходить от традиционных мер социального обслуживания пожилых граждан. Многие традиционные меры не могут обеспечить решение проблем пожилых людей, так как их суть состоит только в обеспечении ухода за пожилыми людьми и создание для них условий получения устойчивого дохода.

Однако, пожилые люди нуждаются в большем – в создании условий для самореализации, для расширения и закрепления разнообразных социальных контактов.

Учреждения социального обслуживания имеют большое значение в социальной защите пожилых и старых людей. Более того, можно сказать, что деятельность этих учреждений активно формирует не только отношение к пожилым людям в обществе, но и позицию престарелых людей: их взгляды на самих себя, на своё место и роль в социальной организации.

Но следует отметить, что существующая сеть таких учреждений не в состоянии удовлетворить в полной мере потребности пожилых людей и поэтому необходимо расширить инфраструктуру социальных служб, переосмысление профессиональной деятельности в контексте принципа активизации клиентов.

Поэтому первый этап в создании Центров социального обслуживания нового поколения видится в подготовке профессионалов – геронтологов, обладающих всеми необходимыми знаниями в области социальной геронтологии, психологии, педагогики, медицины для успешной социальной работы с различными категориями пожилых и старых людей.

Второй этап – перестройка работы отделений социальной помощи на дому, суть которой в смене приоритетов с обслуживанием на реабилитацию. Здесь перспективным видится развитие бригадной формы социального обслуживания, когда физическую работу выполняет социальный работник, а реабилитационную работу – специалист, социальный работник, получивший соответственную подготовку. Это позволит более рационально использовать кадры, производить более справедливую оплату труда, согласно уровню профессионального мастерства.

Третье, не менее важное условие для активизации и развития клиента, видится в необходимости создания сети клубов общения для пожилых людей.

Хотя система социального обслуживания пожилых людей работает в основном устойчиво, необходимо признать, что пока далеко не в полной мере учитываются индивидуальные потребности пожилых людей при предоставлении социальных услуг. При высокой потребности в социальных услугах платное обслуживание развивается медленно.

Основной проблемой социального обслуживания населения остаётся вопрос финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Объёмы выделяемых за счёт бюджетов всех уровней средств недостаточны, что сдерживает дальнейшее развитие сети и темпы работ по укреплению материально – технической базы. По – прежнему вызывает озабоченность уровень заработной платы работников социальной сферы, отрицательно складывающийся на стабильности кадрового состава.

Подводя итог к выпускной работе, могу сделать вывод, что поставленная мною цель достигнута.

Изучение регионального опыта в рамках проекта «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в г. Томске и Томской области» позволило увидеть перспективы развития обслуживания пожилых людей на дому.

Определены новые пути в организации социального обслуживания, а именно с точки зрения индивидуального подхода к пользователю, оценки его нуждаемости в услугах, формированию ассортимента услуг, необходимых и достаточны для обеспечения независимой жизни клиента. От социальных служб пожилые люди ждут не укрепления своей зависимости от общества, а помощи во включении его в ту сферу деятельности, где бы он мог реализовать свой потенциал.

Необходимо создание условий для внедрений Томского опыта в области социального обслуживания в других регионах РФ, это позволит улучшить условия для устойчивого повышения качества и доступности социального обслуживания на дому как фактора повышения качества жизни в пожилом возрасте.


Похожие статьи:

Социальная политика Алтайского края
Алтайский край является регионом экологического неблагополучия (РЭН) в связи с воздействием Семипалатинского ядерного полигона. Радиационное воздействие на отдельные районы Алтайского края оказывались малыми дозами в течение длительного вр ...

Развитие центров социального обслуживания граждан в России
Суть социальной работы с людьми «третьего возраста» - прежде всего, в создании сети учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, достойного поведения. Она должна обеспечить уд ...

Механизм реализации основных направлений государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения
В период до 2010 года предстоит всесторонне совершенствовать механизм реализации конкретных направлений государственной социальной политики, относящейся к пожилым людям как к особой социально-демографической группе и учитывающей основные ф ...