Социологический "угол зрения "
Страница 1

Информация » Социология. Научное и обыденное знание » Социологический "угол зрения "

В чем же состоит специфически социологический угол зрения, который отличает социологию от таких наук, как юриспруденция, психология, демография и других, также изучающих человека и общество? Для уяснения сути вопроса можно пользоваться различными приемами и в частности теми, которые уже были использованы социологами. Например, Ю.А. Левада предлагает поразмышлять над тем, что видят (какими "глазами" смотрят) в одном и том же социальном факте (например, убийство, разводы и др.) представители различных наук: юрист, психолог, демограф, экономист, статистик, социолог. Рассмотрев самые различные факты, Ю.А. Левада приходит к выводу, что специфика социологического подхода, социологического "угла зрения" состоит в следующем: для социолога тот ли иной факт — один из моментов механизма действия общественной системы. В случае с убийством задача социолога, по мнению Ю.А. Левады, — установить и объяснить связи различного порядка между характером других сторон жизни и характером преступности.

Значительный интерес для рассмотрения интересующей нас проблемы представляют размышления Питирима Сорокина, которые содержатся в подразделах "Социология как наука" и "Родовая структура социокультурных явлений" его книги, изданной в Москве в 1992 году (впервые за 70 лет после его отъезда за границу). Перечисляя различные классы социальных явлений (экономические, политические, религиозные и т.д.), которые состоят из общих элементов и отношений, П.Сорокин указывает на следующее: требуется такое изучение, которое "переходит границы любой отдельной дисциплины", существование "особой науки, которая рассматривает родовые виды всех этих явлений и взаимосвязи между, ними. Эта задача, — по мнению П. Сорокина, — выполняется социологией".

Специфику социологии П. Сорокин наглядно иллюстрирует, анализируя различные теории причин самоубийства. Это печальное явление, как известно, было объектом внимания и биологии, и медицины, и психиатрии, и психологии, и истории, и экономики, и политологии, и права, а также других биологических, социальных и гуманитарных дисциплин. Каждая из них искала причины этого явления в своей собственной области. "Самоубийство же, — как пишет П. Сорокин, — следует исследовать как феномен, который повторяется в разных обществах и в различные периоды. В таком качестве оно становится не отдельным случаем, а родовым процессом или типичным феноменом, существующим всегда и повсюду". Именно таким образом рассматривал самоубийство один из представителей социологической классики, французский социолог конца XIX века Эмиль Дюркгейм. "Смысл его теории, — как считает П. Сорокин, — заключен в целостном рассмотрении соответствующего общества и его культуры в качестве причин самоубийств". Итак, анализируя то или иное общественное явление, социолог соотносит его с состоянием общества в целом. Общество как система взаимодействий и отношений находится в поле зрения не только общей или общетеоретической социологии. Изучая явления городской или сельской жизни (социология города, социология села), исследуя процессы, происходящие в молодежной среде либо связанные с положением женщин в обществе (социология молодежи, гендерная социология), — за всем этим явно или не явно для социолога находится общество как целостная система взаимодействий, частью которой являются анализируемые сферы и группы. В этом и состоят для социолога поиски типичных родовых признаков (напомним, что каждая наука видит в частном типичное и общее). Диалогичным образом понимает специфику социологической науки и известный американский социолог Райт Миллс. В своей работе "Социологическое воображение" он указывает на то, что все изучаемые общественные явления социология старается привести к "общему знаменателю". Таким "общим знаменателем" для социологии является место данного явления в механизме действия социальной системы. По меткому выражению другого американского социолога Пьера Бергера социология изучает "общество в человеке" и "человека в обществе".

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Одиночество людей пожилого возраста, как социальная проблема
В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые д ...

Асоциальные
Стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекреационные функции. Примеры: панки девиз “живем здесь, сейчас и сегодня”, мажоры - это люди которые проповедуют теорию хайлайфизма “высокий ...

Культура как фактор социальных изменений
Культура – чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое, что возникло благодаря мышлению, сознанию и языку, кот ...