Бессознательная воля народа

Если оставить в стороне теологические изыскания и обратиться к более доказательному научно-историческому подходу, картина будущего в люминесцентном свете прошлого мало изменится. На протяжении многих веков человек как биологический вид стремился к глобальному объединению в надличностное социальное образование (государство) с его последующей территориальной экспансией в направлении мирового господства. История развития человеческого общества сводится к истории зарождения, расцвета и гибели больших и малых империй, преследовавших целью подчинить себе мир в известных им пределах. Все эти империи в конечном счете распадались, но, что характерно, каждая новая попытка приводила ко все более внушительным результатам. Так, Наполеон превзошел в своих амбициях и достижениях римских императоров, а Гитлер и Сталин намного превзошли Наполеона. При этом покалеченные на строительстве империи поколения проклинали прорабов-тиранов, но их дети и внуки не были столь категоричны в оценках. Чингисхан, полностью истребивший несколько народов, вошел в легенды и воспринимается сегодня как "гениальный вождь, вписавший блестящие страницы во всемирную историю". Узурпатор Наполеон еще при жизни стал культовой фигурой среди европейского интеллектуального бомонда. Адольф Гитлер, развязавший войну, в которой погибло более 50 миллионов человек, через 55 лет после своей бесславной кончины по результатам широкого электронного голосования вышел на первое место в опросе журнала Тайм на тему "человек тысячелетия" (скандал удалось замять и человеком тысячелетия был официально провозглашен Альберт Эйнштейн).

Возможно, неудачи в создании единой "семьи народов" объяснялись не заведомой порочностью цели, но недостаточностью средств ее достижения. Главным бичом империй прошлого было отсутствие адекватных средств связи, обеспечивающих быструю и надежную коммуникацию между центральными и местными органами власти. Основное значение при этом имеет не только быстродействие и пропускная способность линий связи, но и достоверность передаваемой по ним информации. В качестве примера можно привести бывший СССР периода его распада (70-80-е годы прошлого века): в центр поставлялись с мест заведомо ложные данные, искаженные в сторону завышения показателей и раскрашенные в радужные цвета. Большую роль для империи имеет также единый государственный язык как унифицированный код сообщения. И как здесь не вспомнить, что одним из первых вопросов, поднятых националистами окраинных республик на волне перестройки, был вопрос об отмене обязательного изучения русского языка в школах. Все по легенде: отними у людей общий язык - лиши их связи - и они никогда ничего вместе не построят.

В конце XX века был расшифрован генетический код биоорганизма. Возможно также, что вслед за этим в XXI веке нам предстоит открыть нечто, наподобие генетического кода социальной организации живых существ. Муравьи строят муравейник, а не соты только потому, что они муравьи, а не пчелы. Подобно этому, может оказаться, что человечество с труднообъяснимым, с точки зрения логики, упорством вновь и вновь пытается ценой миллионных жертв построить всемирную империю только по той причине, что ничего больше оно построить не может.


Похожие статьи:

Культура как фактор социальных изменений
Культура – чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое, что возникло благодаря мышлению, сознанию и языку, кот ...

Проблема выборки в социологическом исследовании. Типы выборки
Чаще всего объектом социологического исследования выступают большие совокупности людей (например, население страны или региона), дифференцированные по различным социально-демографическим признакам (полу, возрасту, профессии и т.п.) и расср ...

Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей
Основной целью этого направления является совершенствование системы подготовки специалистов для работы с современными ИКТ, обеспечение современного материально-технического оснащения учебного процесса. Широкое развитие ИКТ и их проникновен ...