Что на уме у глобального мозга?

Если исходить из неизбежности глобализации сознания, сопротивление этому процессу не только бесполезно, но и бессмысленно. Представьте себе, что муравьи достигли таких высот технического прогресса, что они могут построить соты и наполнить их медом. Теоретически эта задача выполнима, но зачем, спрашивается, муравьи будут это делать? Чтобы накормить пчел, а самим умереть от голода?

Концепция единого мирового сознания отпугивает современного человека прежде всего тем, что в центре его нам представляется некий всевидящий и всемогущий Большой Брат, контролирующий и направляющий каждый шаг отдельных индивидов. Но так ли необходим Большой Брат для единого сознания? Как мы знаем, у человеческого мозга нет единого центра, так же как нет единого центра у вселенной или у вездесущего бога. Человеку не нужно правительство, пока он находится в своем доме: необходимость в органах власти возникает, когда он, шагнув через порог в окружающий мир, вступает в социальные отношения с другими людьми. По аналогии, планете, объединенной в один общий дом, без государств и наций, не потребуется мировое правительство. Глобальная сеть позволит также легко устранить языковые барьеры за счет встроенных в мозг киберпереводчиков, а отсюда и до построения виртуальной вавилонской башни рукой подать.

На вопрос, как построить единый биоорганизм, теоретически ответить относительно легко. Гораздо сложнее ответить на вопрос "зачем". Ответ, очевидно, следует искать в культурных традициях цивилизации, исходя из того, что именно культура дает человеку наиболее полное ощущение цели. Технический прогресс сам по себе не делает человека счастливее и не приближает его к пониманию смысла жизни. Культура - это сверхреальность, с высоты которой человек смотрит на жизнь, чтобы точнее определить нравственные ориентиры движения в будущее. Антикультура в этом не исключение и также выполняет роль дорожной разметки: культура говорит "иди сюда", антикультура - "туда не ходи". Благодаря культуре как общественному явлению человек коррелирует девиации своего личного пути с магистральными направлениями социума.

На закате второго тысячелетия сложился уникальный симбиоз технологии и культуры, получивший название "виртуальная реальность". Уникальность этого явления заключается в том, что до недавнего времени культура спорадически включала в себя отдельные технические новшества (например, в музыке появлялись все новые механические и электронные инструменты), и только с появлением виртуальной реальности ситуация радикально поменялась: теперь уже технология включает в себя всю

культуру. На одном и том же компактном диске записывается и художественное изображение, и музыка, и текст, чтобы все музы слились в виртуальном экстазе в единую мультимедийную сущность под названием "электронная игра".

Любая высшая цель должна быть неминуемо замкнута на себя и не служить ничему иному, кроме самодостижения, иначе это будет не конечная цель, а промежуточная. В свете этого, высшей целью технологии и культуры, спаянных воедино в виртуальной реальности, выступает именно внешне бесцельная игра. Человек будущего - это homo ludius, "человек играющий", по выражению, заимствованному у братьев Стругацких. Цель игры - выход в иную реальность, с тем чтобы создать в ней новую вселенную и стать в ней богом. Задумайтесь: что может быть величественнее этих планов и где еще их можно осуществить, как не за пределами нашего мира?


Похожие статьи:

Основные категории социологии труда
Принципиальная особенность социологии в целом, и социологии труда в частности, состоит в двойственности методологического статуса. Социология возникла из недр философского знания, в значительной мере сохранив и сегодня эту специфику. Филос ...

Кем разработана теория социального обмена
Одно из влиятельных направлений в западной социологии, рассматривающее обмен как основу социальных взаимодействий, на которой строится вся общественная жизнь, является Теория социального обмена разработанная в трудах Джорджа Каспера Хоманс ...

Денежные формы социальной государственной защиты населения и последние изменения в методах предоставления
Главной формой прямой социальной защиты является денежная. Предоставление денежных пособий малообеспеченным слоям населения, обуславливаемое законодательством, имеет определяющее значение в поддержании их существования. К денежным выплатам ...