Генетическая социология Михаила Грушевского
Страница 2

Информация » Формирование социологической мысли на Украине » Генетическая социология Михаила Грушевского

Исследования исторических разновидностей обществ Грушевский стремился развернуть на украинском этнокультурном материале. Он надеялся сугубо социологическими методами проследить многие этнографические приобретения украиноведения и тем самым присоединить «славянский материал» к наработкам европейской социологии, подчеркивая одновременно его специфику.

Несмотря на некоторую идеализацию украинства, Грушевский был одним из немногих общественных деятелей революционного периода ХХ в., который стремился разработать научные основы политической стратегии. Его проекты социального и национального строительства опирались на учет таких черт общественной организации того времени, как настроение народных масс, механизмы демократических свобод, решение «земельного вопроса» и т.п., а также на принципы «народного единства», солидарность.

История развития социологической мысли в Украине открывает не только общие закономерности становления системы социологического знания безотносительно к историческому пространству и времени, но и отображает всю сложность экономических, политических, социальных, познавательно-научных процессов, проблем, условий, тенденций, которые материализовывались в конкретных идеях, учениях, концепциях, проблемах и убеждениях общественных мыслителей.

Культура, социальная структура, многообразие социальных отношений, норм, ценностей, традиций, символов и т.п. осмысленных и открытых в общественном сознании, – все это создает тот специфический социокультурный колорит, который в системе социологического знания обособляется не только в общепризнанных принципах, идеях, теориях, методах, ставшими общечеловеческим достоянием (например социологическая теория, принципы, методы, понятийно-категориальный аппарат), но и определяет специфические особенности развития социального знания в различных странах. В этом контексте и определены основные этапы становления прото- и социологической мысли в Украине.

В условиях СССР социология недооценивалась. И только с 60-х годов начинается ее возрождение. Первыми ростками этого процесса стали лаборатории конкретных социологических исследований. Такие лаборатории были открыты в Киевском госуниверситете при кафедре философии в 1961 г., затем подобные лаборатории были открыты во Львовском, Харьковском университетах и позже в других вузах Украины.

Готовятся социологические кадры высшей квалификации. Был открыт набор в аспирантуру по специальности «социология». В декабре 1979 г. в Киевском университете была создана первая в его истории кафедра социологии, в 1986 г. – отделения социологии, а с апреля 1991 г. – факультеты или отделения в Харьковском, Львовском, Одесском, Днепропетровском, Волынском университетах.

В 60–70-х годах шло становление научно-исследовательских социологических центров в университетах, институтах, на крупных промышленных предприятиях. В 1969 г. в Москве был основан Институт конкретных социологических исследований (с 1988 г. – Институт социологии А.Н.СССР). В Украине в 1868 г. в структуре Института философии А.Н. был организован социологический отдел, на базе которого осенью 1990 г. создан Институт социологии Академии наук Украины.

Следовательно, современная украинская социологическая мысль в качестве своего истока имеет советскую социологическую мысль.

В настоящее время основными направлениями развития социологической мысли в Украине являются:

– обновление процесса прерванной социологической традиции, связанной родством с историческим и национально-культурным подтекстом;

– ориентация на интегральный синтез лучших достижений мировой социологии с соответствующими проблемами и потребностями украинского общества и дальнейшая разработка теоретических основ социологии, раскрывающих особенности развития украинского общества;

– исследования становления и развития новой социальной системы и структуры, формирования новых и трансформации старых социальных институтов, социальных норм, ценностей общества в их органической связи с национальными традициями и образом жизни;

– исследование социальных процессов и изменений в материальной и духовной жизни общества в контексте радикальных социальных трансформаций, происходящих в настоящее время.

Хочется верить, что решение этих проблем поставит украинскую научную социологическую мысль в один ряд с передовыми социологическими течениями современной мировой социологии.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Понятие субкультуры и молодежной субкультуры
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре. В ...

«Свобода от» или «свобода для»
Какого человека мы обычно считаем свободным? Первое, что приходит на ум, - это тот, кого не принуждают к чему-либо, не заставляют делать то, что ему не хочется, над которым нет гнета обстоятельств. «Сегодня я свободен, потому что мне не ну ...

Михайловский Николай Константинович (1842 - 1904)
Теперь перейдём ко второму яркому представителю субъективной школы в российской социологии. Итак, от Лаврова к Михайловскому. Принципиально важным является вопрос продуцирования субъективного метода в теориях обоих мыслителей, соотнесённос ...