Методологический характер дисциплины «Исследование
социально-экономических и политических процессов»Страница 1
Методология – это учение о методах; система методов, приводящие к обоснованию теории.
Методология – теория, опрокинутая на практику, т.е. теория с помощью которой проверяются другие теории.
Методология исследования экономических и политических процессов формировалась в ходе исторического развития различных научных парадигм. При всё различии экономических и политических предпосылок, в едином пространственно-временном процессе, экономические процессы определялись политикой, а политические процессы – экономикой. На каждом этапе доминировали те или иные методологические подходы и соответствующие методы, идеи, концепции (Рис. 1).
|
![]() | |||
![]() |
Рис. 1. Структурное содержание методологии
Метод – способ обоснования научной теории.
Методы науки взаимосвязаны между собой. Без установления эмпирических фактов невозможно построить теорию, без теорий ученые имели бы только огромное количество несвязанных между собой фактов. Поэтому в научном познании различные теоретические и эмпирические методы используются в их неразрывной связи.
В качестве методологии ИСЭПП выступают теории или методологические направления:
1. Либерализм
Либерализм был впервые обоснован в XVII–XVIII
вв. английским философом Дж. Локком и английским экономистом А. Смитом, а также французским философом Ш.Л. Монтескье.
Значительный вклад в разработку теории либерализма внесли выдающиеся русские мыслители, специалисты в области философии, истории, политологии и права Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, В.М. Гессен, С.А. Котляровский, П.И. Новгородцев и др.
В связи с этим теоретиками либерализма решаются следующие проблемы:
• свобода личности в обществе и ее личная ответственность за свои поступки и результаты своей деятельности;
• содержание действующего права как меры свободы личности и как института, регулирующего общественные отношения между людьми;
• взаимодействие права и государства, при невмешательстве государства в личную жизнь граждан;
• основные принципы формирования правового государства по защите интересов и прав граждан на свободу в экономической, предпринимательской деятельности;
• разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; факторы, обеспечивающие их гармоническое взаимодействие (нахождение необходимых для этого сдержек и противовесов);
• роль частной собственности как экономической основы свободы личности и функционирования экономики;
• условия, обеспечивающие свободное предпринимательство и.
Основная роль государства усматривается в., т.е. свобода их политической деятельности, политическое равноправие и равенство всех перед законом, что провозглашалось как правовой идеал.
2. Консерватизм
Консерватизм как политическое направление общественной мысли формировалось как реакция на либеральную теорию и идеологию. Основоположником консерватизма был Т. Карлейль.
Т. Карлейль. и Ж. да Местр – противопоставили идеям буржуазного индивидуализма идеи сохранении и развития общества целостного образования. Эти же идеи обосновывали и представители русского консерватизма К.Н. Леонтьев и К.П. Победоносцев и др.
Основные идеи консерваторов:
1) Индивиды призваны содействовать сохранению и укреплению общественного блага
2) Свободу личности и др. свободы стоит поддерживать тогда, когда они не наносят ущерб обществу
Один из наиболее значительных представителей консерватизма в области экономических исследований XX в. – Дж.М. Кейнс. Он утверждал, что наибольшее экономическое зло нашего времени – риск, неопределенность. Экономика, основанная на неограниченной свободе предпринимательства и конкуренции, порождает неравенство в распределении богатства и безработицу, в том числе собственно экономических, а также политических, психологических, нравственных и др.
Исследовательские задачи консерваторов сводятся к следующему:
• формирование идеи разумного регулирования экономических процессов и целесообразности государственного вмешательства в развитие экономики;
• изучение взаимодействия объективных и субъективных факторов экономики и их гармоничного развития;
Похожие статьи:
Возраст
Динамика (%) 2002 г. 2005 г. 2008 г. 19 лет и менее 80 77,3 70,1 Больше 19 лет 20 22,7 29,9 Возрастает доля студентов, для которых обучение в ВУЗе – это более осознанный выбор, связанный с реальной оценкой потребностей в обучении для реали ...
Уровень и качество жизни: сущность, основные показатели и критерии. Уровень
жизни: сущность, минимальные социальные стандарты
Конечной целью общественного развития является повышение уровня жизни населения. Уровень жизни – это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основным ...
Критерии качества жизни
Исследование качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и планомерного, организованного наблюдения. Сбора и анализа данных. Разно плановость понятия «качество» жизни обусловлена мног ...