Теоретический и прикладной уровень исследования социально-экономических и политических процессов
Страница 1

Информация » Исследование социально-экономических и политических процессов » Теоретический и прикладной уровень исследования социально-экономических и политических процессов

Теоретический уровень исследования – это совокупность научных знаний о методах изучения происходящих в обществе социально-экономических и политических процессов, их взаимодействия между собой и влияния на другие области общественной жизни. Применение данных методов направлено на получение новых знаний об этих процессах (Рис. 2).

Округлений прямокутник: Методы теоретического исследования

Рис. 2. Методы теоретического исследования

Абстрагирование – процесс мысленного выделения, вычленения отдельных или общих признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и мысленного отвлечения их от множества других признаков, свойств, связей и отношений этого предмета.

Конкретизация – добавление характеристик, придание конкретного выражения чему-либо.

Индукция – движение мысли от конкретного к общему.

Дедукция – движение мысли от общего к частному.

Анализ – мысленное расчленение на составные элементы (признаки, свойства, отношения), с целью подробного изучения каждый из них как части целого.

Синтез – мысленное соединение частей исследуемого процесса, расчлененного в анализе, установление взаимодействия и связей частей (признаков, свойств, отношений) и познание его как единого целого.

Аналогия – это определенный вид сравнения явлений и процессов, в том числе происходящих в обществе: установив сходство одних свойств у тех или иных явлений (процессов), делается вывод о сходстве у них и других свойств.

Моделирование – это воспроизведение в специально созданном объекте (модели) свойств изучаемого явления или процесса – природного, технологического, социального и т.д.

Теоретический уровень ИСЭПП заключается в рассмотрении экономических и политических принципов, теорий, концепций, учений, в которых экономические и политические знания процессов обосновываются посредством соответствующих методов, законов, категорий и понятий.

Прикладной уровень дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» – это анализ соответствующих частных методов практического решения тех или иных проблем, исходя из реальных практических целей и определенных теоретических предпосылок.

Различия между теоретическим и прикладным уровнями ИСЭПП весьма условны, так как исследовать социально-экономические и политические процессы – это значит:

ü сформулировать научную гипотезу, подтвержденную прикладными методами

ü применить соответствующие принципы, теории, законы, категории и присущие им противоречия, тем самым выявить условия их функционирования и развития в реально сложившихся практических условиях

ü выявить посредством эксперимента и наблюдения социальные группы, в интересах которых развиваются те или иные социально-экономические или политические процессы.

Теоретический уровень связан с совершенствованием понятийного аппарата, с применением самых развитых рациональных методов.

Исследование на этом уровне направлено на всестороннее познание объективных социальных фактов в их существенных связях и закономерностях. Развивая и конкретизируя содержание теории или системы категорий, теоретическое исследование открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет прикладной уровень исследования.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Проблемы развития общества
Историческое развитие - это не прямолинейный и однонаправленный процесс, оно открыто в будущее, и цель его не может быть определена однозначно. Мыслители всех времен пристально всматривались в приметы грядущих исторических перемен отнюдь н ...

Основные направления и методология анализа феномена социального успеха
На наш взгляд, не менее значимым и требующим своего исследования является следующий процесс, который характеризует социальную реальность современной России - повсеместное распространение идеи социального успеха, утверждение особой ценности ...

Методы перевоспитания трудных подростков.
Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический про­цесс перевоспитания. Что такое перевоспита­ние? Это процесс предупреждения или преодоление различных отклонений в поведении ребенка или подростка. Перевос ...