Интегративная модель досуга (Дж. Келли)
Страница 1

Информация » Социология досуга » Интегративная модель досуга (Дж. Келли)

Американский ученый Джон Келли, обобщая эти концепции, выделяет два теоретических направления в созданной им интегративной модели:

- Социальная модель досуга, определяемая социальной детерминацией, изучает формы участия в нем различных социальных групп. Она анализирует совокупности объединенных досуговой деятельностью людей (статистических групп) и их поведенческие характеристики.

- Экзистенциальная модель учитывает при исследовании различные социальные факторы, их влияние на стили жизни, их разнообразие, ценностные ориентации индивидов.

Оба эти направления объединяет взаимосвязь досуга с культурными и институциональными факторами в социальной среде. При этом основным вопросом исследования становится следующий: способствует ли досуг развитию социальных связей или совершенствованию личности? При этом Келли подчеркивает необходимость комплексного многоуровневого, теоретического подхода и отражает его в спирали теории Досуга , которая выглядит так:

ДОСТОВЕРНОСТЬ

УЧАСТИЕ

ЛОЖНОЕ СОЗНАНИЕ

КОНТРОЛЬ

конформизм

МАНИПУЛЯЦИЯ

ИСКАЖЕНИЕ

ОГРАНИЧЕНИЕ

ИЗМЕНЕНИЯ

Досуг характеризует самосознание индивида и социальные условия всю окружающую среду. «Это свобода не от других, а для других)! (Д. Келли). И в этой среде досуг выступает как творчество.

Каждый уровень теоретической модели содержит два диалектических подхода:

I. Интерпретационная спираль, в которой теория развития личности может корректироваться новыми эмпирическими данными; она да возможность опровергнуть каждую теорию собственным противоречием либо внешней антитезой. Так, выбор может быть связан с ограничениями, а знания могут получить искажённое восприятие или оказаться теоретически и практически несостоятельными.

Модель вобрала и интерпретировала все сущностные черты досуга в восьми уровнях спирали, которая отражает деятельность и развитие субъектов на каждой ступени, а также реализацию функций.

Ее начальной ступенью является:

1. Досуг как непосредственный опыт (Дж. Келли, Дж. Нейлингер И.Кон). Основными параметрами этой характеристики являются свобода и внутренняя удовлетворенность. Исследователи подчеркивают, что ощущение свободы выбора играет здесь главную роль и предлагают многомерную шкалу для его измерения в 6 последующих переменных: . психологическая: ощущение свободы, радости, участия;

- образовательная: потребность в знании и интеллектуальной деятельности;

- социальная: взаимодействие с другими людьми и идентификация как результат;

- релаксационная: освобождение от напряжения и стресса;

- физиологическая: здоровье, самочувствие, контроль веса;

- эстетическая: ответная реакция на красоту окружающего мира.

Дж. Нейлингер выделяет только три характеристики такого опыта (это скорее состояние ума, чем деятельность или время):

- свобода;

- внутренняя мотивация;

- конечная цель. Последующими ступенями будут:

2. Досуг как существование: экзистенциальная модель (Де Гразия, А.Пак, Б.Рассел): досуг - не совокупность мотивов, удовлетворений, ориентации. Досуг это действие в окружающем мире возможностей:

- ощущение свободы решения, принимаемого по поводу действия в окружающем мире возможностей;

- анализ этого действия требует знания определенных факторов окружающего мира (на основе практического опыта и научного знания);

- действие всегда является продуктом изменяющегося мира и отражает поведенческие ожидания индивида.

Досуг - это опыт с разнообразными компонентами, это решение, действие, процесс, состояние и результат со своей историей, эмоциями, интерпретацией и развитием.

3. Досуг как развитие (Д. Дюмазадье, Д. Шивере, Ю. Красильников, Т. Киселева, А. Орлов, В. Свинников). Досуговая деятельность рассматривается в качестве всего пространства социальной жизни человека. Досуговая социализация, с одной стороны, есть приобретенный опыт и познание, с другой - совершенствование этого опыта и знаний.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Социальная реклама и некоммерческие организации
Некоммерческие организации (НКО) сильны поддержкой общественности и потому для них жизненно важно постоянно знакомить людей со своей деятельностью. Иными словами, они кровно нуждаются в рекламе. Социальная реклама помогает благотворительны ...

Сложные методики
«Проблемное колесо». Исследования с использованием данного метода чаще всего проводятся в пограничных областях обществознания и человекознания. «Проблемное колесо» активно применяется в комплексных социальных исследованиях, в которых участ ...

Финансирование здравоохранения
Показатель общих расходов здравоохранения Нижегородской области в 1-м полугодии 2008 года на одного жителя в среднем по области составил 1 175 рублей, при этом отмечается значительный размах его колебаний: от 483 рублей в Арзамасском район ...