Субъект-объектные отношения в рекреационно-досуговой деятельностиСтраница 2
Эффект досуговой деятельности раскрывает все связи, все изменения в ней. Причем, условия жизни не отменяют потребности в рекреции, творчестве.
Эффект предоставляет не только качественную, но и количественную характеристику, обозначает эмоциональную, познавательную, теоретическую насыщенность деятельности.
Но «эффект» даст полную характеристику только при анализе:
- содержания досуговой деятельности
- условий ее осуществления.
Но они - на другой оси координат. Прежде всего следует обратить внимание на диалектические парные понятия субъективное и объективное начало, которые характеризуют процесс, и располагаются в разных от центра направлениях. Они могут рассматриваться в трех вариантах: объективных, субъективных элементов деятельности и их результата.
К категории объективного относится вся среда обитания человека, человеческое общество, все богатство человеческой культуры, досуговая инфраструктура.
Субъективное характеризует самих людей, их социальную организацию и отношения, духовный мир, собственную активность.
Характеризуя взаимодействие, выделяются группы понятий:
- объект, объективные условия, объективные факторы;
- субъект, субъективные условия, субъективные факторы и диалектика их взаимодействия.
Можно выявить огромное количество влияний: объекта и субъективных условий, субъекта и объективных условий. Объективными условиями игры может быть простое созерцание или активное участие. В игре человек стремится преодолеть собственную социально-психологическую или биологическую ограниченность, направляет свои психологические усилия и волю к выявлению и реализации собственных возможностей. Но физиологические элементы тяготеют к объективному полюсу, а психологические - к субъективному.
Понятия досуговой деятельности не просто объективно регистрируют активность субъекта, но и её результат. Просмотр кинофильма для зрителя и киномеханика имеет различный эффект. Последний - субъект - производитель досуговой услуги (как и экскурсовод, спортивный тренер, режиссер, актер). Субъектом досуга является потребитель досуговой деятельности, процесса, и он же выступает активным элементом его деятельности (зрителя в нашем примере). Субъект досуга - носитель разных форм досуговой активности, переживающий от процесса своей деятельности определенный эффект.
Рассмотрим предметную сторону в трехчленной формуле «субъект-объект-предмет» в спортивной игре (она присуща и любой другой деятельности). Предметная сторона - противник, зрители, болельщики, судьи, инструмент, правила и условия игры. Но достигаемый эффект совпадает не с ними и нее результатами игры. Смысл смещается. Какую бы цель не преследовал участник - поиграть, выиграть, размяться, поболеть, потренироваться, понаблюдать, перенять технические правила и ] навыки игры или быть просто зрителем - субъект достигает определен-j ных результатов - отдохнет, сконструирует образ действия, одержит | победу, поприветствует победителя или переживёт глубочайшее разочарование, то есть достигнет определенного эффекта, смоделированного и идеализированного образа игры. Предметом может стать прикладное творчество и др., что вызывает в любом случае эмоции, сильные ощущения удовлетворения и радости. А в случае поражения - подавленность, либо как у фанатов - агрессию.
В досуге деятельность становится самоценной или самоцельной , основным её признаком является не только итог, функция, результат, а специфический характер процесса, т.е. индивидуальная личностная оценка деятельности как признак свободы творчества, культуры. Достигаемый эффект является социально-культурной субстанцией.
Похожие статьи:
Формат резюме
Существует несколько основных форматов резюме: хронологический, функциональный и смешанный. В хронологическом резюме опыт работы указан в строго хронологическом порядке (предпочтительнее использовать обратный хронологический порядок). В фу ...
Приложения
Приложение 1 Элементы и организационные формы системы социальной защиты населения Социальное страхование Социальное обеспечение Социальное обслуживание Социальная помощь а) обязательное страхование; а) пенсии; а) социальные услуги; а) дене ...
Текущее состояние
В 2009 году запланировано обучение 386 врачей первичного звена. За 9 месяцев 2009 года прошли обучение 234 человека из них 150 терапевтов и 84 педиатра. Своевременно осуществляются денежные выплаты врачам и медицинским сестрам первичного з ...