Культурно-просветительная работа как объект конкретных социологических исследований 60-90-х гг.. Опыт и общие результаты конкретно-социологических исследований КПР в 60-е годы
Страница 1

Информация » Социология досуга » Культурно-просветительная работа как объект конкретных социологических исследований 60-90-х гг.. Опыт и общие результаты конкретно-социологических исследований КПР в 60-е годы

60-е годы были если не периодом расцвета советской социологии, то, по крайней мере, её счастливым детством. Перед энтузиастами открылись почти не тронутые исследовательские просторы. На эту огромную целину отечественного обществоведения двинулись люди разных профессий и положений философы, экономисты, историки, журналисты,математики, инженеры, которых объединял жгучий интерес к социальным проблемам, увлечённость "новой" наукой и горячее желание доказать, что она может быть полезна обществу.

Вскоре появились и первые ценные результаты в ряде областей исследований. В печати появились первые имена. Вышел в свет пятитомник избранных произведений академика С. Струмилина, работы Б. Грушина, И. Бестужева-Лады, Ю. Левады, А. Харчева, В. Ядова, А. Здравомыслова. Стали выходить тематические сборники "Социальные исследования", издаваемые Научным советом по проблемам конкретных социальных исследований, Советской социологической ассоциацией и Институтом философии Академии Наук СССР.

Но тогда же, на волне социологического бума, появилось много наивных дилетантов, которым казалось, что ничего не стоит сочинить вопросы, запустить анкету (с которой ассоциировалась социология в целом), не подозревая, что исследование требует знания методологических основ, построения выборки и инструментария исследования.

Прикладная социология как наука об обществе во многом является искусством, способным определить проблему, почувствовать, угадать ее особенности, интуиция и воображение нужны в ней не меньше, чем методическая оснащённость (Ч. Миллс).

В применении сложных технических процедур получения и обработки данных ценно чувство меры, которое непременно должно сочетаться с научной строгостью, исследовательской основательностью, точностью в выборе применяемых методов.

Соединение научных исследований с практикой КПР и повышением её эффективности в 60-х годах стало неотложной задачей. Решение её сдерживалось дефицитом социологических кадров. Индивидуально проводившиеся (в основном аспирантами) исследования были посвящены различным аспектам культурно-просветительской работы: эстетическому и нравственному воспитанию, роли традиций, здоровому образу жизни, социальной активности, характеру зрительских восприятий и многим другим. Почти все аспиранты использовали в разработке своих проблем конкретно-социологические исследования. Но существенным недостатком в работах были недостаточно репрезентативная выборка и, как следствие, интерпретация результатов с точки зрения институциональных задач и функционального анализа, невнимание к проявлению латентных (скрытых) функций, а зачастую и дисфункций. Было важно "доказать", что учреждения культуры выполняют функцию идеологического обеспечения выполнения народно-хозяйственных планов. В исследованиях энтузиастов нередко отсутствовали программы. Они отличались несовершенством инструментария, что затрудняло анализ, обобщение и сопоставление результатов. Недооценивали роль социологических исследований государственные, общественные организации и зачастую сами культросветработники.

В середине 60-х годов почти одновременно начинают создаваться социологические группы в НИИК, некоторых Центральных научно-методических кабинетах КПР и Домах народного творчества.

Так, на Украине в каждой области были созданы опорно-экспериментальные клубы и бюро социологических исследований на общественных началах под руководством Киевского и Харьковского институтов культуры. На конференциях обсуждались методологические основы, методика исследований и их результаты: степень удовлетворения духовных запросов населения, интересов трудящихся в области политики и производственно-технических знаний, передового сельскохозяйственного опыта, влияние средств массовой коммуникации на эстетические потребности жителей села, развитие художественной самодеятельности. На них отмечалось, что важным фактором, определяющим направления, задачи и действенность КПР является ориентация не на "среднего", абстрактного человека вообще; что требуется разработка научно обоснованной и дифференцированной программы деятельности для каждой отдельной группы населения, социального слоя и создания условий, способствующих формированию общественного мнения как одному из факторов воспитания.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Проблемы социального сиротства в современной России
Проблема сиротства, прежде всего, касается ребёнка и его развития. Сиротство самим своим определением уже констатирует факт некой неполноценности личности, имеющий повсеместно ситуации депривации, т. е. «лишения или ограничения возможносте ...

Краткая история развития системы социального обеспечения в России
Понятие «социальная защищенность человека» отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей. Однако, такой подход возник только недавно. ...

Эволюция положения американской работницы в XIX столетии
В начале XIX в. часть американских женщин получила (ненадолго, правда) возможность работы, самостоятельности и самоутверждения. Появление гидравлического пресса (1790), прядильной машины «Дженни» (1807) и механического ткацкого станка (181 ...