Историческое развитие городов России. Обзор социальных процессов в городах в IX-XIX веках
Страница 1

Информация » Города России - история и современность » Историческое развитие городов России. Обзор социальных процессов в городах в IX-XIX веках

Официальной датой образования русского государства считается 862 год – призвание варяжского князя Рюрика новгородцами для управления страной. Как мы видим, город играл большую роль в жизни славянских общин, так как все серьезные политические решения принимались населением «старших» областных городов, которым подчинялись «младшие» города, или «пригороды». Самыми крупными и значительными в первые века существования Руси были Киев и Новгород. купить красивый госномер

В это время управление в городских обществах «представляет собой род «неустойчивого равновесия» между двумя элементами государственной власти: монархическим, в лице князя, и демократическим, в лице народного собрания или веча старших волостных городов»[3]. То есть городскому населению не была необходима сила единоличного правителя для успешного существования. Древнерусское общество настолько органично чувствовало себя в городской среде, что само адекватно контролировало свое развитие.

Разумеется, города были средоточием духовной жизни народа, поэтому с принятием и распространением христианства расцвело монументальное храмовое строительство. Первый каменный храм был построен в 1030 году в Новгороде – Георгиевский собор Юрьева монастыря. С тех пор было возведено множество грандиозных храмов и монастырских комплексов в русских городах, которые сохранились до сегодняшнего дня, пережив многие столетия потрясений. Это уверенное и мастерски исполненное строительство говорит о крепкой духовной основе жизни русского общества, дававшей силы для благополучного существования и развития.

Но Древняя Русь не была единым централизованным государством, поэтому большую роль в общественной жизни приобретали отдельные «волости». Князья – потомки Рюрикова рода – вели непрекращающиеся споры о распределении «столов» – стольных городов волостей. Как уже было отмечено, население городов, собираясь на вече, самостоятельно решало вопрос о приглашении того или иного князя. И поэтому управление городом, точнее – его внешней политикой, было для князя занятием первостепенной важности. Но деятельность князя скорее была службой, чем властью, так как значительно ограничивалась вечем.

Но такое положение не может обеспечить долговременной стабильности, поэтому возникает необходимость централизации русских земель. Центром должен стать сильный и влиятельный город. По ряду исторических причин таким городом стала Москва: она выгодно располагалась на пересечении всех торговых путей, привлекая население из других земель, управлялась предприимчивыми князьями, которые имели поддержку духовенства. Значительную роль в возвышении Москвы сыграла победа московского князя Дмитрия над татарами на Куликовом поле (1380 г.).

Итак, Москва становится центром складывающегося русского государства. Вместе с усилением политической власти города растет и его духовное значение. После падения Византийской империи со столицей в Константинополе в мире не осталось независимых православных государств, кроме России. Это обстоятельство и женитьба Ивана III на последней византийской царевне Софии позволили считать Московского князя наследником византийского императора. В связи с этим на рубеже XIV-XV веков возникает теория о том, что Москва, перенимая обязанности Константинополя, «Второго Рима», является «Третьим Римом», последним и вечным православным царством. Это способствовало укреплению национального самосознания русского народа, не осознававшего отчетливо свою самобытность до падения Византии. На первый взгляд эта идеология может показаться проявлением чрезмерной гордости Московского государства, но с другой стороны – это необходимая мера для сохранения духовной основы жизни народа. Он привык существовать в тени Византии, перенимая ее опыт. Но когда настал черед России стать хранителем православной веры, ей необходимо было утверждение столицы как величайшего духовного центра. На этом этапе истории проявляется значение города не только в масштабах страны, но и в мировом масштабе.

В социальном составе русских городов преобладал военно-земледельческий класс. Посадское – торгово-промышленное население – занимало незначительное место по сравнению с Западной Европой. Важными торговыми городами были Москва, Новгород, Псков, Ярославль, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Астрахань, но население многих городов состояло полностью из служилых царских людей.

Семнадцатый век – время расцвета русских городов, особенно городов средней части России, но вместе с этим и время сильнейших социо-культурных потрясений. Все новые культурные явления, прежде всего, проявлялись в городах и затрагивали в первую очередь городское население. Сельская местность в этой эволюции всегда отставала. В течение этого столетия можно выделить две крупные перемены в сознании русского общества: Смутное время и религиозные реформы Никона.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Взаимоотношения с родными
Только треть российских пенсионеров живут отдельно от более молодых родственников. Это сильно сказывается на уровне благосостояния семей, причём не в лучшую сторону. Если например, в 90-ых годах довольно часто бывало, что вся семья жила на ...

Главные составляющие культуры личности
Мир культуры ─ это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи ─ всё то, что можно назвать бытием культуры. Личность как творец и носитель культуры исключительно многогранна. Она может характеризоваться с точк ...

Признаки групп «социального дна».
Выделение групп населения в "социальное дно", как специфический слой, несомненно, носит условный характер. Одна­ко эти группы имеют сходные черты: это люди, в основной своей массе отвергнутые обществом, лишенные социальных ресурс ...