Заключение

Итак, мы рассмотрели содержание понятия «маргинальность».

Дадим ему определение.

Маргинальность – это социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Введено американским социологом Р.Парком, который обозначал этим понятием положение мулатов и считал, что "маргинальная личность" обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью.

В качестве основных отечественных концепций современного периода можно выделить следующие:

1. Публицистическое направление. Оно выступает продолжением традиции, начатой еще в конце 80-х годов.

2. Социологическое направление. Основная часть работ по маргинальности сосредотачивается на анализе этого явления в социальной структуре.

3. Культурологическое направление, связанное с ценностями и нормами культуры.

В настоящее время в российской науке отмечается тенденция к определению новых концептуальных подходов в исследовании маргинальности в современных социальных процессах.

Процессы социальных перемещений приобретают принципиально новое качество и характеристики, обусловленные изменением масштабов, интенсивности, направления и других параметров в результате кардинальной перегруппировки факторов и каналов мобильности под влиянием новой исторической ситуации, которая, по сути, является широкомасштабной маргинальной ситуацией. Это понятие становится ключевым в определении тех новых качественных характеристик, которые приобретают социальные процессы переходного периода.

Таким образом, мы видим, что процессы маргинализации имеют первостепенное значение в формировании современной социальной структуры российского общества.

[1] Словарь иностранных слов - 7-е изд., перераб. - Русский язык, M., 1980. С. 48.

[2] Энциклопедический словарь ГНИ «СЭ». М., 1963.

[3] «Философский энциклопедический словарь», «Советская энциклопедия», М., 1983.

[4] Мегаэнциклопедия Кирилл и Мефодий. Экономический словарь.


Похожие статьи:

Личность как объект и субъект культуры
На сегодняшний день в научной литературе можно встретить различные определения феномена "личность". Личность определяется как "индивидуальная внутренняя социальность, конкретный ансамбль социальных качеств человеческой индив ...

Социальная реклама: основные понятия. Понятие и сущность социальной рекламы
Общественная (социальная) реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли), место и время в СМИ также предоставляютс ...

Понятие Резюме
Резюме — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу. Как составить резюме В настоящее время сущест ...