Обучение в высшем учебном заведении и профессиональная ориентация студентов
Страница 1

Информация » Социальный портрет современного студента России » Обучение в высшем учебном заведении и профессиональная ориентация студентов

Важность изучения профессиональных ориентаций студентов связана с выявлением цели обучения в университете и основной причины, по которой студенты выбирают именно данный тип учебного заведения. Выбор ВУЗа выпускниками школ – это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определенного образа жизни. Целью своего обучения 49,3% студентов считают получение специальности с последующим успешным трудоустройством; 36,4% основным мотивом поступления называют необходимость получения высшего образования; целью 10,4% поступивших студентов было повышение уровня знаний; поступили в ВУЗ, чтобы получить вторую специальность, 3,9% опрошенных. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения. Чисто образовательные цели («повышение уровня образования»), которые характерны для молодежи, не имеющей четко выраженной профессиональной направленности и жизненного опыта, назвали 10,4% студентов. В 2002 г. такая цель обучения – повышение уровня образования – была названа 37,5% опрошенных.

При поступлении студентов привлекают доступность образования – 50,7%; новые информационные технологии в процессе обучения – 37,8%; гибкий график обучения – 31,3%; высокое качество обучения – 28,9%. Обращает на себя внимание тот факт, что 31,6% студентов пришли в ВУЗ по рекомендации знакомых и друзей, а вот реклама ВУЗа привлекла лишь 6,4% опрошенных. В настоящее время в условиях острой конкуренции высших учебных заведений в борьбе за абитуриентов важным является качество и эффективность их рекламной деятельности. Реклама отражает позицию ВУЗа, формирует его образ в сознании потенциальных потребителей образовательных услуг. И низкий процент опрошенных студентов, которых привлекла реклама ВУЗа, говорит о неэффективной рекламной деятельности, которая в целом проводится в филиалах.

Основная масса опрошенных приходит после окончания школы, лицея или гимназии – 69,9%; ПТУ или техникум окончили 26% опрошенных; высшее учебное заведение – 4,1%. По сравнению с 2005 г. в два раза вырос процент студентов, имеющих опыт работы. В основном они работали на малых негосударственных предприятиях.

В 2008 г. в ВУЗы пришли студенты, имеющие хорошую довузовскую подготовку (табл. 2).

Таблица 2

Назовите средний балл Вашего школьного аттестата

Ответили

Частота

Процент

Только 5

В основном 5

Поровну 5 и 4

В основном 4

Поровну 3 и 4

В основном 3

Всего

107

517

523

2345

988

596

5076

2,1

10,2

10,3

46,2

19,5

11,7

100,0

Наличие у себя дома компьютера отметило 20,4% студентов, у большинства (79,6%) его нет. При этом 52,3% студентов имеют представление об основных компьютерных программах на уровне пользователя, 16,4% умеют работать на компьютере очень хорошо и хорошо. О том, что не умеют работать на компьютере или «скорее не умеют», ответили 30,3% опрошенных студентов. Очевидно, у этой части студентов могут возникнуть определенные трудности при работе с компьютерными программами.

Для большой части студентов степень бакалавра не является достаточной, и они хотели бы продолжить свое обучение до получения степени специалиста (55,2%) и магистра (25%) (табл. 3, 4).

Таблица 3

Хотели бы Вы продолжить обучение после получения степени бакалавра

Ответили

Частота

Процент

Да

Скорее да

И да и нет

Скорее нет

Нет

Всего

2327

1151

946

420

232

5076

45,8

22,7

18,6

8,3

4,6

100,0

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Типы вопросов
Специальные методические исследования показывают, что формулировка вопроса имеет решающее значение для качества данных. Вопросы и предлагаемые подсказки (альтернативы ответов) должны быть ясными, недвусмысленными и удобочитаемые. По характ ...

Инновационные социальные технологии
– процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные измен ...

Рациональная и разъяснительная психотерапия
Важную роль разъяснительной психотерапии в системе лечения больного и, особенно, в системе психотерапии, подчёркивал ещё В.М. Бехтерев. Она высоко оценивается и современными психотерапевтами. Разъяснительная психотерапия может проводиться ...