Сознание как основа существования человекаСтраница 4
Мотивационно-волевая сфера – это мотивы, интересы потребности субъекта, ориентирующие его в познавательной деятельности, а также воля, представляющая собой способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее достижения. Воля связывает познавательную и эмоциональные сферы выделяет активный характер познания, направляет его на приобретение новых знаний.
Все сферы сознания взаимосвязаны, причем основную роль в познавательной деятельности играет рациональное познание, мышление. Оно ориентирует чувственное познание, контролирует эмоциональную и мотивационно-волевую сферы.
К психической деятельности относится бессознательное, под которым понимается совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком. К ним относятся сновидения, гипнотические состояния, инстинкты, представляющие собой определений тип поведения, закрепленный биологической наследственностью (например, инстинкт самосохранения). К бессознательному же относятся стереотипы автоматического поведения; действуя первоначально под контролем сознания, они приобретают бессознательный характер (работа на пишущей машинке, игра на пианино и т. п.).
Есть и другие бессознательные явления психики, однако для теории познания особый интерес представляет интуиция.
Интуиция (лат. – пристально всматриваться) – способность непосредственного постижения истины путем прямого его усмотрения без рационального обоснования.
В истории философии интуиция понималась по-разному. В некоторых сенсуалистических теориях – как способность непосредственного постижения истины с помощью органов чувств. Это чувственная интуиция, непосредственное чувственное познание, результаты которого не нуждаются в обосновании их истинности (например, восприятие белизны снега или зелени травы).
Философы-рационалисты – Декарт, Локк, Лейбниц, Спиноза выдвинули учение об интеллектуальной интуиции как непосредственном усмотрении умом некоторых положений, не требующих доказательств. К ним относятся аксиомы, постулаты (например, логические и математические аксиомы). Так, Декарт рассматривал интуицию как понятие ясного и внимательного ума, порожденного лишь светом разума.
В этих учениях интуиция не противопоставляется чувственному или рациональному познанию, она рассматривается как непосредственное знание. Однако в иррационалистических, интуитивистских течениях (например, в философии Бергсона) интуиция противопоставляется логике и рациональному познанию, трактуется как сверхразумная мистическая деятельность.
В современной науке интуицию принято рассматривать как форму непосредственного познания, связанную с рациональным опосредованным познанием. Интуитивным считается также знание, к которому приходят внезапно, когда какая-либо идея возникает без осознания мыслительного процесса, который к нем привел.
Это можно объяснить тем, что весь ход рассуждения не всегда осмысливается, отдельные его звенья, мыслительные приемы не осознаются, вытесняясь в область бессознательного, вы падают из общей логической цепочки, в то же время результат осознается как очевидная истина. Такого рода интуиция нередко встречается в деятельности ученого, художника, врача, юриста.
Похожие статьи:
Основные богословские положения РПП
Для того, чтобы глубже понять психологию благотворящего христианина, кратко рассмотрим основные богословские положения РПЦ в аспекте экклесиологии, пользуясь социальной доктриной, принятой РПЦ на поместном соборе 2000 года. По восточно-каф ...
Виды безопасности
До последнего времени основное внимание ведущих государств мира уделялось военной безопасности. Однако с 60х годов началось постепенное осознание политиками и обществом в целом, что угрозы существованию человеческой цивилизации исходят не ...
Социология организаций и ее место в современной социологии
Социология организаций является одной из наиболее развитых отраслей социологического знания и представляет собой дисциплину со сложившейся предметной сферой и определенной проблематикой. Однако данная социологическая теория не отличается ц ...