Черты группового поведения
Группа здесь выступает как «микросреда», в которой четко проявляются вполне определенные групповые черты. Подобное явление характерно для любой этнической сообщности, разница заключается лишь в степени групповой сплоченности. В Японии она очень высока. В системе черт группового поведения японцев выделяются, прежде всего, дисциплинированность, преданность авторитету и чувство долга. В японском обществе люди в первую очередь ориентируются на интересы своей групп и уделяют групповой гармонии больше внимания, чем индивидуальным устремлениям. Большинство японцев важной добродетелью считают твердое следование групповым ценностям сообщества, к которому они принадлежат. Эта преданность группе порождает чувство солидарности, концепция группового сознания проявляется в различных явлениях жизни японцев. Члены группы создают свой собственный социальный кодекс поведения, и групповое сознание становится основой общества.[12] Одна из положительных сторон группового сознания это то, что оно сыграло огромную роль в экономическом развитии послевоенной Японии. Было бы невозможно так быстро реорганизовать общество и возродить экономику, если бы японцев не отличало мощное групповое сознание.
В межличностных отношениях японцев дисциплинированность проявляется как стремление к упорядоченности. Эта их особенность предполагает строгое следование определенному порядку, совершение поступков, приемлемых для других, прилежное исполнение своего долга, бескорыстное уважение вышестоящих и старших.
В течение многих веков в сознании японцев культивировалась необходимость следования примеру вышестоящего. Основой такого взгляда на взаимоотношения людей послужили идеи Конфуция, проникновение которых в Японию началось еще в IV веке. Конфуцианство закрепляло традиционно-патриархальные устои и социальное неравенство, регламентировало общественные отношения, устанавливая строгую иерархию в семье и обществе. С самого детства японцу прививается привычка подчинять свое «я» интересам группы. В нем воспитывается сознание зависимости от семьи; первые поклоны, которым учат японского ребенка старшие, дают ему представление о субординации, о его месте в группе. Строгая регламентация в структуре японского общества, система семейного воспитания и организация образования в стране всегда были ориентированы на высокую значимость авторитета. На первый план издавна выдвигалось «беспрекословное следование за авторитетом», а такие ценности, как удовлетворение личных интересов и достижение личного успеха, играли второстепенную роль.
Ключевая концепция, позволяющая понять японскую культуру и определенные особенности поведения японцев, происходящие из традиционного отношения к моральному долгу и социальным обязательствам, известна как «гири». Данную концепцию можно понять как моральное начало или моральный долг, правила, которым человек обязан подчиняться в общественных отношениях, нормы поведения, которым личность обязана следовать, иногда даже вопреки своему желанию.[13] Сегодня концепция «гири» продолжает играть важную роль в современном японском обществе, проявляясь, в частности, в обычаях дарить подарки летом и в конце года
Похожие статьи:
Уровни развития экономической социологии
Еще одна проблема уточнения предметного поля экономической социологии связана со структурой самого социологического знания, с выделением, в частности, в экономической социологии различных уровней постижения происходящих процессов. Первый у ...
С конца XIX в. по 1920 год
Элеонора Флекснер отмечала, что «период с 1896 по 1910 год стал известен среди активистов борьбы за права женщин, как «бой игрушечных барабанов.» Вопрос права женщин на участие в голосовании поднимался в шести штатах, и во всех шести был п ...
Приложения
Командный синтаксис SPSS-15 для построения моделей. В приложении приводится перечень команд трансформации и статистического анализа в SPSS, выполнение которых позволяет при наличии исходных данных получить расчетные показатели, а также таб ...