Основы знаний об обществе
Страница 40

Информация » Основы знаний об обществе

Поселенческая структура общества. Это понятие выражает отношение людей к территории их обитания, а еще точнее - отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселений (отношения внутрисельские, внутригородские, межпоселенческие). При характеристике поселенческой структуры общества принято выделять городское и сельское население. Эти две категории населения отличаются не только в социально-экономическом, но и в географическом отношении. Плотность сельского населения определяется соотношением численности жителей селения и площади их земельного пользования. Жизнь и деятельность горожан протекает, как правило, в пределах городской черты. Если разделить число жителей города на его площадь, то мы получим показатели городской плотности. Разделение населения на городское и сельское может быть произведено лишь приближенно, так как само понятие городского населения в разных странах трактуется по-разному. Например, в России городом считается лишь тот населенный пункт, которому официально, обычно по совокупности признаков (численность, основное занятие жителей, тип застройки и др.), присвоено звание города. В других странах городом считается каждый населенный пункт, имеющий свыше определенного числа жителей.

Классовая структура общества. Классы являются наиболее важным элементом социальной структуры во всех послепервобытных обществах. Очень часто говоря о социальной структуре общества имеют в виду именно классовую структуру.

Класс - это крупная социальная группа, объединяющая внутри себя людей с общим социально-экономическим и политическим статусом.

Различные классы существенно отличаются друг от друга по своему статусу (положению). Вопрос о разделении общества на классы вызывает много споров среди социологов и политологов. В прошлом широкое распространение получила распределительная теория классов, в которой главным признаком класса выступало богатство, его размеры и способы получения. Автором "распределительной теории классов" был английский политэконом Адам Смит. Опираясь на теорию А. Смита, Карл Маркс создал свою классовую теорию. Классы Маркс определял как историческое явление. Главным признаком класса, по Марксу, была его роль в экономической системе, которая в свою очередь определялась отношением к средствам производства. В любом обществе Маркс выделял существование двух классов - класс собственников средств производства (они владеют всей собственностью и эксплуатируют, т.е. используют, труд наемных рабочих) и класс несобственников (так как они не имеют в собственности никакие средства производства, то должны наниматься на работу к владельцам предприятий и менять свой труд на заработную плату). Какие классы существовали в рабовладельческом, феодальном, капиталистическом и социалистическом обществах? Дайте сравнительную характеристику их статуса в обществе.

Социальная структура имеет иерархическое строение. От того, на какой ступени социальной лестницы находится человек, зависит его удовлетворенность своим социальным положением, социальное и физическое самочувствие. Помимо классов, истории известны другие социальные общности людей, составляющие социальную структуру.

Наиболее ранней исторической группой были сословия - социальный слой людей, обладающих определенным статусом в зависимости от своего происхождения и основного занятия. Сословия являются крайне малоподвижным образованием. Это закрытое объединение людей, принадлежность к тому или иному сословию определялась с рождением человека. Стать членом другого сословия, изменить свой социальный статус было практически невозможно. "Границы", которые отделяли одно сословие от другого, были практически непреодолимы. Сословное деление общества существовало в основном в средневековой Европе, в том числе и в России, странах Азии. В Индии сложилась своя, отличная от сословной, социальная структура. Основным социальным образованием была каста, которая также определяла место человека в обществе в зависимости от его происхождения. Кастовое деление отражало также и место человека в религиозной иерархии. Самой уважаемой кастой была каста "брахманов", которые выполняли функции религиозных жрецов, отверженной кастой являлись "неприкасаемые", находящиеся на самом дне индийского общества. Считалось позором не только дотронуться или заговорить с неприкасаемым, но и стоять или сидеть ядом с ним.

Страницы: 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45


Похожие статьи:

Современная женщина – политик
К одной из проблем российского общества относится то, что в рядах женских движений, да и в обществе в целом, слишком мало ярких личностей, способных и словом, и делом убеждать в необходимости общественной поддержки борьбы женщин за подлинн ...

Религия как социальный институт
Религию можно охарактеризовать как сложный социальный институт, смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями ду ...

Социальные роли личности
Человек по мере становления, вырастания включается во множество групп, общественных пространств, в каждом из которых общение воспроизводится на основе своего языка, своей внутренней символики. Желая быть понятым и принятым, человек должен ...