Основы знаний об обществе
Страница 59

Информация » Основы знаний об обществе

Государство - это политический институт, который символизирует все общество, и с помощью аппарата насилия и законодательства осуществляет управление на определенной территории.

Примерно до 17 века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от государства. Разграничение этих понятий было обосновано в теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и других мыслителей эпохи Просвещения. В этих теориях понятия "государство" и "общество" разделены:

существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали себе специальный орган управления - государство.

Проблема соотношения государства и личности в истории решалась по-разному. В традиционных обществах, недемократических государствах личность была полностью подавлена государством. Благополучие и процветание государства было целью, а личность была лишь средством для ее достижения. Интересы государства были выше интересов отдельной личности. В современных демократических государствах высшей ценностью является человек, его права и свободы. Государство же обязано обеспечить личности необходимые условия для ее полноценного развития и достойного существования. Целью общественного развития стал сам человек. Однако даже сейчас очень часто такое положение остается только лишь строкой в законе. А на практике же интересы личности часто приносятся в жертвы потребностям государства. Возникнув как социальный институт, регулирующий процессы, происходящие в обществе, управляющий им, государство практически узурпировало власть в обществе. Провозглашенное конституцией местное самоуправление фактически является придатком государства, повторяет структуру государственных органов управления, зависит от него в правовом и финансовом отношении. Логика современного развития говорит о необходимости возвращения местному самоуправлению изначально присущих ему функций непосредственного участия граждан в управлении обществом, обустройстве сферы жизнедеятельности. Именно тогда интересы государства и личности не будут противоречить друг другу. Сфера интересов каждого конкретного человека выйдет из-под контроля государства.

Существует немало теорий происхождения государства, поэтому мы остановимся лишь на нескольких:

Завоевательные теории (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович) утверждают, что государство возникло в результате покорения одних племен другими.

Договорные теории (Гоббс, Локк) - государство возникло в результате договоренности между членами общества. Они добровольно отказались от части своих прав и свобод, передав их правителю для того, чтобы он обеспечивал порядок в общественной жизни и не позволял сильным обижать слабых.

Теократическая теория гласит о том, что государство возникло в результате божественного установления (Фома Аквинский)

Антропологическая теория происхождения государства - государственная форма организации общества коренится в самой природе человека. Человек как существо коллективное, может существовать только в государстве, лишь в государстве он становится личностью и реализует себя как высшее разумное существо. Государство возникает в результате развития человека и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые нравственные начала.

Страницы: 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64


Похожие статьи:

Игра как феномен, функция и исток досуга
Игра как уникальный феномен общечеловеческой культуры и досуга издревле занимала философов. Платон обожествлял игры и считал их привилегией богов; Франциск Ассизский отмечал антиподы их результатов: робость (при отсутствии навыков) и жертв ...

Интеллектуалы
Здесь представлены не только официально зарегистрированные объединения, сколько клубы по интересам, так среди них есть клуб, занимающийся интеллектуальными играми. Организацией данных игр занимается клуб молодых ученых «Альянс», его предсе ...

Работа с заключёнными
Все большее место в милосердной деятельности православия занимает работа с заключенными. Церковь не забывает и своих чад, преступивших черту закона и справедливо оказавшихся лишенными свободы. Священники, несмотря на приходскую загруженнос ...