Эмпирическое исследование. Обоснование базы и методов исследования
Страница 1

Информация » Социальное положение и роль в группе » Эмпирическое исследование. Обоснование базы и методов исследования

Проблема определения социальной роли в коллективе вызывает огромный интерес к изучению со стороны исследователей. В настоящее время стали появляться психологические работы на эту тему. Однако не во всех них прослеживается разработанность целого ряда общих и частных вопросов, затрагивающих эту проблему. К ним относятся и вопросы, связанные с определенной спецификой социального положения, половой дискриминации, определение лидера в группе и т.д. В связи с этим, предлагаемое исследование направлено на изучение этих особенностей. Для достижения цели данного экспериментального исследования необходимо определить следующие задачи:

1. Обосновать базу исследования и методический инструментарий.

2. Провести эмпирическое исследование в области выявления, сравнения и обоснования социальных ролей в контексте конкретного коллектива.

3. Выявить и описать особенности распределения социальных ролей и их эволюцию.

В основу анализа легли результаты полученные в следствии совместного сотрудничества с коллективом гос. Учреждения по работе с детьми «Детский центр Незабудка». В данной организации состав коллектива - 9 человек, из них 5 человек – специалисты и управленцы и 2 человека – помошники - волонтеры. Средний возраст коллектива 38 лет, коллектив является женским. Характер работы предполагает равноценное участие в работе и, как правило, не очень четкое распределение обязанностей и границ полномочий. В результате появляется здоровая конкуренция, создание «сторон оппозиций».

Вторым объектом исследования явилась фирма «АлРосс» - компания по производству драгоценных камней. В данном коллективе преимущественно одни мужчины в количестве 8 человек. Средний возраст сотрудников 40 лет. Пример бригады рабочих, где каждый выполняет свои специфические функции и общий результат зависит от совокупности специфических функций каждого специалиста.

Автор постарался исследовать каждого сотрудника организации, кроме того проанализировав совокупность взаимоотношений всей организации, все это в конечном итоге, помогло выявить концепцию определения социальных ролей в коллективе.

Исследование производилось на основании наблюдений, тестирования сотрудников и личной беседой с каждым его участников.

Далее, переходя к обоснованию методического инструментария, более подробно остановимся на описании методик, используемых в данном исследовании.

1) Методика социометрического измерения – основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Внедрение этого метода в исследовании психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования, а также позволяет изучить структурный аспект коллектива, а именно выявление социальных ролей. Например, определение лидера группы, его сподвижников, отрицателей и нейтральных участников. Социометрический метод позволяет выразить отношения в коллективе в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии коллектива. Поэтому этот метод нашел применение в нашем исследовании.

2) Следующая методика, применима в целях изучения распределения социальных ролей в коллективе – это «Оценка психологической атмосферы в коллективе», автором которой является Ф. Фидлер. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, так как в целях данного исследования это может быть необходимым, потому что не все участники эксперимента могут искренне отвечать на поставленные вопросы, предостерегая последствия в отношениях с коллективом. Все это повышает надежность данной методики. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Социально-трудовая адаптация и профориентация подростков.
Перспективной технологией социально - трудовой адаптации подростков является подготовка их к предпринимательской деятельнос­ти. Циклы соответствующих дело­вых игр для подростков проводят­ся в Москве. Практика подготовку подростков к предпр ...

Что такое социальная группа? Приведите примеры социальных групп
Общество – совокупность самых разных групп; больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа – фундамент человеческого общества, поскольку само оно – одна из групп, но только самая большая. Численность групп на Земле ...

Джордж Каспер Хомaнс (1910-1098)
Американский социолог, профессор Гарвардского университета, один из авторов теории социального обмена. Главными исследованиями Хоманса являются: «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа ...