Большие и малые социальные группы
«Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках». А.В. Суворов
Социальная группа – тип социальной общности, характеризуемый как совокупность людей, которые имеют общие природные и социальные признаки, объединенных общими интересами, ценностями, нормами и традициями. В зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса социальные группы подразделяются на формальные (официальные) и неформальные. Первые представляют собой такое объединение людей, которое строится на основе официальных документов. Члены официальной группы нацелены на выполнение какого-либо вида деятельности и находятся в иерархически структурированной подчиненности. Стихийно же складывающиеся (неформальные) группы не имеют особых документов, регламентирующих их функционирование. Они складываются на основе общих интересов и устремлений. Как правило, поведение членов таких групп регламентируется особыми неписанными правилами. В официальных группах наряду с формальными могут складываться и неформальные отношения, а в неформальных – формальные, которые в одних случаях усиливаются и подкрепляются, а в других – наоборот, находятся в противоречии и нивелируются.
В зависимости от количества членов и условий внутригруппового взаимодействия социальные группы делятся на малые, средние и большие.
К малым – относятся социальные группы с высокой степенью общности интересов (семья, компания друзей, учебная группа).
По характеру объединения в малые группы выделяют:
1) диффузные группы, где люди вступают в межличностные отношения, которые опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только личными симпатиями;
2) ассоциации, в которых члены группы вступают в межличностные отношения, опосредованные только лично значимыми целями (например, объединения рыболовов, охотников, нумизматов);
3) корпорация, где члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые частно-групповыми интересами;
4) коллектив. В коллективе члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые единством личных и общественных интересов.
К средним социальным группам относят сравнительно устойчивые общности людей по производственно-организационному или территориальному признаку.
К большим – устойчивые совокупности значительного количества людей, действующих совместно в социально значимых ситуациях и функционирующие в масштабах страны (государства) или их объединений (нация, народность, раса; группа мужчин, женщин, молодежь, пенсионеры).
Похожие статьи:
М. Женнинг и А. Жарден о психологии деловой женщины
Пожалуй, наиболее полно психология деловой женщины была изучена американскими докторами Маргарет Хеннинг и Анн Жарден. Восхождение по лестнице успеха оказалось делом тяжёлым и небезопасным. Деловая женщина должна постоянно доказывать себе ...
Основные концепции современного развития общества. Концепция
постиндустриального общества
В концепции постиндустриального общества получила свое воплощение и развитие научная традиция, восходящая к социальным идеям эпохи Просвещения, которые связывали общественный прогресс с последовательным улучшением условий материальной жизн ...
Понятие «самопрезентации»
«Самопрезентация» – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Попросту говоря, это то, как вы выглядите и что представляете собой в глазах всего вашего окружения, будь то профессиональная с ...