Основной принцип разработки проективных индикаторов
Страница 3

Информация » Стандартизация эмпирических индикаторов » Основной принцип разработки проективных индикаторов

Не менее актуально, чем проблема выбора адекватной формулировки индикатора, и решение вопроса о процедуре его предъявления. Укажем на основные проблемы, которые в связи с этим приходится решать исследователю.

Прежде всего, встает вопрос о выборе основной стратегии исследования — описательной или экспериментальной. Такой выбор является весьма непростым, так как каждая из стратегий имеет свои преимущества и недостатки. Экспериментальная процедура связана с возможностью выявления причинных связей. Она обладает огромными преимуществами с точки зрения обоснованности получаемых выводов, однако ее крайне сложно осуществить на практике. Эксперимент предъявляет огромные требования к организации исследования. В частности, трудно осуществить выбор контрольной и переменной групп, которые практически не должны отличаться друг от друга по целому ряду параметров, а также показать, что изменения в контрольной группе произошли под влиянием именно измеряемого фактора, а не какого-либо другого. Есть и другие трудности. Поэтому чаще всего используется описательная стратегия.

Исследователь принимает также решения об основном методе (анализе документов, наблюдении или опросе), методике (анкетировании или интервьюировании, включенном или невключенном наблюдении, полевом или лабораторном и т. п., формализованном или традиционном). Одновременно происходит принятие решения о выборке, обработке данных, организации исследования и формах представления отчетности, но эти вопросы выходят за рамки нашей работы.

Процесс принятия решения о выборе адекватной стратегии, метода, методики и индикатора связан с рядом трудностей. Прежде всего, нередко социологическое исследование осуществляют люди, имеющие небольшой опыт методической работы. В то же время в отечественной литературе по методике и технике социологических исследований далеко не всегда наблюдается единообразие в изложении материала и методических рекомендациях. Так, например, в имеющихся публикациях можно встретить различные подходы к определению понятий «объект и предмет исследования», «показатель» и «индикатор», «методика» и «техника» и т. д. В различных монографиях предлагаются разные классификации типов наблюдений и социальных экспериментов. Даже при описании такого распространенного метода, как опрос, имеется немало фонные интервью, раздаточная анкета и некоторые другие методики имеют свою специфику и для них справедливы не все пункты, представленные в таблице. Однако смысл разработки подобных таблиц, помимо всего прочего, состоит в том, чтобы найти или даже заново разработать наиболее адекватную методику для каждого конкретного случая, оценить, насколько существенны минусы, не могут ли они уменьшить обоснованность полученной информации.

В работах по методике и технике анализируются различные факторы и условия, влияющие па степень обоснованности информации, получаемой при применении различных методик. Эти факторы и условия иногда называют источниками смещенной или искаженной информации. Обобщение таких источников представляет собой набор нормативных требований для использований той или иной методики, и поэтому оно полезно как инструмент принятия решений о специфике адекватного использования выбранной методики. Такое обобщение для интервьюирования, например, выглядит следующим образом.

1.Влияние индивидуальных особенностей личности интервьюера.

Различия в возрасте.

Различия пола интервьюера и опрашиваемого.

Различия образовательного уровня.

Различия национальной принадлежности и профессии.

Негативное влияние фигуры, прически и одежды.

1.6.Различия в мировоззренческих взглядах и установках интервьюера и опрашиваемого.

2.Стиль проведения интервью.

2.1.Демонстрация собственной точки зрения интервьюера.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Сущность и понятие информационного общества
Для начала необходимо точно уяснить, что же такое «постиндустриальное общество». Общество, в котором мы с вами живем в начале XXI века, называют информационным обществом. Термин «информационное общество» появился в США в одноименной теории ...

Что такое социальная группа? Приведите примеры социальных групп
Общество – совокупность самых разных групп; больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа – фундамент человеческого общества, поскольку само оно – одна из групп, но только самая большая. Численность групп на Земле ...

Процедуры работы
Исходя их того, что на клиента оказывается внутреннее и внешнее давление, выстраиваются стратегии, позволяющие сбалансировать это давление. Внешнее давление возможно нейтрализовать, предоставив клиенту социальную помощь (решить проблемы с ...