Формирование моделей информационного общества и выбор пути России в эпоху глобального развития
Страница 4

Информация » Особенности формирования информационного общества » Формирование моделей информационного общества и выбор пути России в эпоху глобального развития

Американская модель,

или как ее часто называют — “Модель Силиконовой долины”

основана на использовании рыночных механизмов и ориентирована, в первую очередь, на оказание услуг населению и бизнесу. Опыт США широко известен и описан в большом количестве научных и популярных изданий6. В настоящее время американское правительство пытается решить проблемы взаимодействия власти, бизнеса и населения с использованием технологий так называемого “электронного правительства” или “eGovernment”7 и этот термин постепенно стал использоваться в европейских, а затем и российских концепциях.

“Сингапурская модель”

менее известна. Кастельс в сравнительной таблице моделей информационного общества обозначает такие ее характеристики, как высокая доля (58 %) высокотехнологичной продукции в объеме экспорта (в США – 32, а в Финляндии 27 %), значительный уровень развития электронной торговли, высокая конкурентоспособность и ВВП на душу населения. При этом важными факторами являются существенное расслоение общества по уровню благосостояния и практически полное отсутствие демократических механизмов — в частности показатель “свобода СМИ” (интервал от 0 до 100, где 0 соответствует свободе СМИ) в Сингапуре равен 68, что в четыре раза превышает этот показатель в США (15), Финляндии (14) и в три раза показатель развитых стран (19).

Итак, можно обозначить три основные модели развития информационного общества:

- “Модель Силиконовой долины” — или американская модель — открытое информационное общество, движимое силами рынка;

- “Сингапурская модель” — авторитарное информационное общество, развивающееся также на рыночных основаниях;

- “Финская модель” — открытое социально-контролируемое информационное общество, развивающееся на базе общества благосостояния.

Насколько все это актуально для наших условий? В 2002 году российский рынок информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) достиг и несколько превысил докризисный уровень (1997 г.). Наблюдается постепенный рост доли ИКТ в бюджете страны. Однако отставание по этой позиции от развитых стран очень значительное — в настоящее время весь бюджет России сопоставим с бюджетом федеральных органов власти США на информатизацию (48 млрд. долл.)8. Сейчас Россия подошла к заветной цифре 10 % населения использующего интернет-технологии. Считается, что после преодоления десяти процентного рубежа в стране начинаются необратимые процессы внедрения технологий информационного общества в различные сферы жизнедеятельности. Опросы российского населения и экспертов показывают ежегодное расширение аудитории Интернета9, однако мы должны всегда делать поправку на региональную неоднородность распространения этих технологий в нашей стране10. По-прежнему лидируют два российских мегаполиса — Москва и Санкт-Петербург, а использование Интернета и других технологий информационного общества существенно ограничено как технологическими, так и финансовыми барьерами. По данным Госкомстата России коэффициент Джинни (индекс концентрации доходов) в 2000 году составил 0,4 (в 1998 г. – 0,396)11, что вполне соответствует американскому уровню. При этом можно предположить, что реальное расслоение по уровню доходов еще выше, т.к. есть только экспертные оценки объемов неофициальных (и соответственно не учитываемых статистикой) доходов российской элиты. Возможно, наличие таких барьеров обусловило тот факт, что во второй половине 2002 года зафиксирована стабилизация количества интернет-пользователей в России. Если обратиться к данным Фонда “Общественное мнение”12, то мы увидим изменение структуры использования Интернета, в частности увеличение интенсивности использования сети и т.п., а общая цифра 8,8 млн чел. (8 % населения) остается неизменной. Следует отметить, что все опросы, начиная с 1997 года, каждый раз показывали увеличение процента населения, пользующегося Интернетом. Это не может не настораживать. Ясно, что если не решить вопросы существенного повышения уровня реального благосостояния населения, интернет-технологии еще долго будут локальным вкраплением “глобального информационного общества” в отдельных регионах России, что будет способствовать только перетеканию российского интеллектуального капитала на Запад, а через некоторое время и на Восток.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Методологические вопросы социологического изучения региональной налоговой политики
Продолжающиеся процессы регионализации в России актуализируют обращение к методологии исследования эффективности региональной налоговой политики, приобретающей важное общественно-политическое и экономическое значение. Однако до сих пор нет ...

Причины возникновения социальных конфликтов в России
Непосредственно в конфликте сталкиваются интересы двух сторон: например, двух претендентов на одно место, двух национально-этнических сообществ или государств по поводу спорной территории, двух политических партий при голосовании проекта з ...

Социальный портрет юной отказницы
Во-первых, это выпускницы детских домов, у которых утрачена ценность материнства, присутствует социальная незрелость личности. Во-вторых, это рано родящие, которые лишены поддержки семьи, родственников, социального окружения. Третий тип - ...