Смысловые границы и взаимосвязь понятий «отдых», «рекреация» и «досуг»
Страница 1

Информация » Социология досуга » Смысловые границы и взаимосвязь понятий «отдых», «рекреация» и «досуг»

Обычно используют понятие «отдых», «досуг», «рекреация» как синонимы. Имеет смысл уточнить область их применение и смысловые границы.

«Отдых - вполне самостоятельная сфера человеческого бытия». Дельная доля отдыха - самая объемная в бюджете времени человека.

Понятие «отдых» не вполне самостоятельное. Его смысл проясняется, если рядом стоит другое слово - «труд». Обычно отдых представляют как фазу, заключающую трудовую деятельность. Следует видеть единство противоположных научных категорий «труд» и «отдых». Парность категорий не допускает в принципе занижения научной значимости одного понятия за счёт другого. Поэтому следует сделать вывод о равнозначности труда и отдыха, что необходимо не только в концепции цивилизации досуга, но и в повседневной жизни.

В обыденном смысле понятие «отдых» применяется в двух значениях: как состояние покоя (процесс отдыха) и как свободное от работы время, необходимое для восстановления сил.

Понятие «отдых» малоприменимо к прикладным нуждам. Его чаще используют в качестве фундаментального понятия в ряду таких категорий как «деятельность», «труд», «личность», «общность».

Но социология медицины исследует связь отдыха со здоровьем населения и делает вывод о том, что любые искажения в его удовлетворении отражаются на физическом, психологическом состоянии, работоспособности и социальной активности человека.

Поэтому социология отдыха также исследует:

- место отдыха в социально-экономической жизни человека;

- влияние на систему социальных ценностей, социальную структуру общества;

- формы и содержание отдыха,

- социальные перемены в стиле и качестве жизни (он становится одним из социальных критериев качества жизни);

- социальные противоречия: несоответствие индивидуальных потребностей в отдыхе и реализации возможностей;

- общественную организацию отдыха (по степени дифференциации его видов).

Труд, отдых равнозначные структурнообразованные факторы, детерминирующие социальную организацию общества и формирующие человеческие отношения, определяющие системную целостность общества.

«Отдых» - характеристика социально-биологического бытия и поэтому целесообразно отнести его к категории рекреации. Во многих концепциях зарубежных ученых понятия «свободного времени», «досуга» и «рекреации»8 практически сливаются. Наше обыденное понятие «отдых» не всегда понимается как рекреация.

Рекреация - это специфический вид биологической социальной и физической активности, сопровождающийся переживанием рекреационного эффекта. Рекреация как феномен представляет разные предметные сферы: отдых, досуг, свободное время, игра.

Атрибутами рекреации являются время и деятельность (проявление социальной активности по отношению к окружающему миру и к самому себе).

Рекреацию рассматривают и как досуг, выделяя основным признаком свободу выбора видов деятельности, в том числе и труд. В ее основе лежит мотивация поддержания жизни, сопровождающаяся удовольствием и радостью, отсутствием дискомфорта, возможностью использовать свой потенциал и реализовать способности.

Соотношение понятий «труд», «отдых» и «рекреация» составляет диалектическое единство и противоположность, это основано на парности и ценности значений, причем часто подразумевается негативная оценка другой пары. Характерным является определение Миллера и Робинсона: «рекреация - процесс вовлечения в деятельность на досуге», и при этом они подчеркивают значимость ценностных ориентации. Но рекреация как явление и понятие шире досуга. Отдых, как и труд, на равных правах выступает равнозначным структурообразующим фактором, детерминирующим социальную организацию общества. В социологических концепциях рекреации акцентируются досуговые, мотивационные, добровольно выбранные виды активной деятельности, и условия восстановления организма связываются с этическими принципами.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Технология и разновидности социальной рекламы. Особенности создания социальной рекламы
Роль и значение социальной рекламы в России все больше осознается не только на государственном уровне, но и представителями российского бизнеса, профессионального рекламного сообщества. Дизайнеры, как наиболее передовая часть рекламистов, ...

Структура безопасности
Согласно закону российской федерации "О безопасности", международной теории и практики обеспечения безопасности основным субъектом обеспечения безопасности вплоть до настоящего времени выступает государство. После второй мировой ...

Смертность
Здоровье и долголетие – важнейшие и неоспоримые ценности социального развития. За последние десятилетия средняя продолжительность ожидаемой при рождении жизни значительная выросла за счет усиления внимания к проблемам здоровья и сокращения ...