Игра как феномен, функция и исток досуга
Страница 1

Информация » Социология досуга » Игра как феномен, функция и исток досуга

Игра как уникальный феномен общечеловеческой культуры и досуга издревле занимала философов. Платон обожествлял игры и считал их привилегией богов; Франциск Ассизский отмечал антиподы их результатов: робость (при отсутствии навыков) и жертву в случае поражения; В. Кайюа представлял игру как насилие.

Многие исследователи, в том числе П. Лавров, Н. Бахтин, Э. Соколов указывают на прямую связь забав с религиозностью, а их возникновение с языческими религиозными культами. А в феномене игры они видели первоисточник досуга и человеческой культуры в целом.

Наиболее остро феномен игры изучался в XX веке. Наметился переход от биологических и индивидуально-психологических подходов к культурологическим и социологическим в трудах X. Ортеги-и-Гассета, Ч. Гессе и И. Хейзинги.

Альтернативой концепциям Э. Дюркгейма, К. Маркса, и М. Вебера о приоритете труда как формирующего начала человеческой культуры, идеалом «экономического», «созидающего» человека стала концепция И. Хейзинги, Дж. Мид, Дж. Морело «человека играющего». Игра в ней теоретически обоснована и эмпирически доказана и предстаёт как фактор социально человека и культуры. Свобода выбора, инициатива, ответственность и их реализация в праздничном и спортивном состязании, искусстве, науке, праве и предпринимательстве (как игры в игре), их связь с социокультурными условиями формирования индивидов и их образом жизни делают игру как потребность проживания в вымышленном мире, обусловливают не только игровое, но и социальное начало.

Выдающийся нидерландский мыслитель столетия Йохан Хейзинга утверждал, что понятие «человек играющий» выражает такую же существенную функцию, как «человек созидающий». С самых начал цивилизации игра стала конкретным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психологических, интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые и дети в таких игровых моделях как футбол, хоккей, регби и др. действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе своих сил, преодолевая трудности. Многие отрасли человеческой деятельности достигают своего пика только в игре. А. Пушкин в уста своего героя вложил формулу: «Что наша жизнь? -Игра!».

Хейзинга установил, что в древнегреческом языке были разные понятия игры: «пэдия» (детская игра), «атиро» (игра-забава, пустое развлечение), «агон» (поединок, состязание, соревнование). В санскрите он выделил пять значений игры: игра детей, игра-представление; игра -шутка; фокусы; игра как ряд случайных необъяснимых совпадений; игра как притворство.

Хейзинга так определяет игру: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в ней самой, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия, нежели обыденная жизнь».

Рассматривая игровые действия в разные исторические эпохи, Хейзинга приходит к важнейшему обобщению: игра - необходимый способ социальной жизни. Если люди древних культур «играют порядок природы», каким он заключен в их сознании, то люди цивилизованного времени играют порядок современной социальной жизни.

Раскрывая социокультурный смысл национальной игры, он показывает, как она формирует навыки социального поведения, специфическую систему ценностей, ориентацию на групповые или индивидуальные действия, соревновательность и кооперацию, развивает схожие этнические характеры. Англичане, изолированные островным характером страны, изобрели коллективные игры - баскетбол, футбол, регби, т.е. игровые командные характеры модели, спортивный успех которых требует максимальных коллективных усилий.

Экспансивные итальянцы реализуют национальные черты в маскарадах, карнавалах, открытом театре. Испанцы, живущие замкнутой, однообразной жизнью придумали корриду как клапан выхода энергии и чувств.

Русские предпочитают силовые многоборья, игры, демонстрирующие удаль (протест против традиций принуждения и запретов).

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Возникновение и основные этапы развития информационного общества
В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных на западе философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский (некоторое время назад бывший советником Презид ...

Реформа пенсионной системы. Становление системы пенсионного обеспечения в России.
На протяжении последних десяти лет пенсионная система РФ претерпела существенные изменения, связанные с введением в действие принципов пенсионного страхования. Создана единая система регистрации застрахованных лиц, работающих по найму, и с ...

Насилие в отношении детей
Насилие это одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большую озабоченность. Дети безусловно являются наиболее незащищенной категорией населения, когда речь идет о насилии и жестоком обращении. Они наиболе ...