Тенденции «одомашнивания» досуга
Страница 1

Информация » Социология досуга » Тенденции «одомашнивания» досуга

В последние десятилетия усиливается тенденция одомашнивания Досугово-рекреационной деятельности. И философы и социологи, изучающие семейный уклад, быт, образ и стиль жизни отмечают перераспределение функций социальных институтов и учреждений культуры и семьи.

Перераспределение касается временных затрат, интересов, энергии, мотивации и затраченных средств внутри и вне дома.

Чем же вызваны эти перемены? Интенсивная нуклеаризация семьи и возникшие проблемы самообслуживания без кооперации со старшими

родными сокращают время на посещение театров, парков, музеев, клубов. В первую очередь удовлетворяются потребности, связанные с семейным бытом и воспитанием детей.

Возросло время общения с TV. Оно не требует специальной подготовки, интеллектуальной инициативы и обладает свойством «завораживания». Срабатывает механизм воздействия парадоксальной социально психологической установки: не нравится, но смотрю с удовольствием.

В социологии появился термин «фонового» просмотра TV, слушания радио, совмещенного с работой на кухне, домашней трапезой другими бытовыми делами.

Кроме того, это время увеличивается и за счёт просмотра видео фильмов (не будем рассматривать их содержание, оно целиком определяется вкусами и ценностными ориентирами субъектов, престижем, когда неприлично говорить о том, что не видел, не слышал, не читал).

Ширится веер любительских увлечений (коллекционирования, занятиями прикладным творчеством и т.д.), т.е. жилая среда становится полем творческой деятельности для одних, тоскливого безделья для других, притоном для третьих.

Можно констатировать фундаментальные изменения самого механизма взаимодействия человека с культурой. Изменился складываю щийсявеками принцип избирательного отношения к искусству.

Квартира становится центром хозяйственной деятельности. Это многопрофильный склад, заготовительный цех, творческая мастерская офис фирмы, мини-спортплощадка, где сочетается труд, досуг и отдых.

Интересы людей изменились в сторону потребительских. Постоянно меняющаяся мода и набор благ побуждают непрерывно им следовать, Сократилась регулярность и теснота общения по интересам в культурных центрах, во многом потеряны навыки самоорганизации и caмоуправления, они уступают по масштабности стихийным досуговым сообществам (массовым аудиториям поп-звезд и фанатов спортивных команд).

Но наряду с этим ширится движение самодеятельных инициатив; обогащающих содержание культурной активности, которая выходит за профессиональные и отраслевые пределы.

На самом низшем уровнеэто садово-огородные кооперативы. Изучение мотивов деятельности их владельцев показывает реализацию потребности в активном (энергозатратном) отдыхе, испытание радости от физического напряжения, соединенного с непосредственным общением с природой и чисто потребительскими мотивами пополнения бюджета за счет урожая.

МЖК развивают новые формы быта, обслуживания, воспитания детей, организацию досуговых центров, гостиных и своего кабельного телевидения.

С распространением персональных компьютеров, имеющих выход в Интернет, увеличивается число трудящихся «надомников». К ученым, работникам культуры и искусства, литераторам, преподавателям, осуществляющим часть профессиональных функций дома, присоединяются студенты, работники фирм.

Основной функцией семейного образа жизни в наше нестабильное и неспокойное время становится функция уже не только психологической защиты, покоя и уюта, но даже защиты физической.

Тенденции одомашнивания культурной деятельности изменяют характер коммуникации между производителем и потребителем ценностей культуры. Технологии лично-культурной деятельности обновляются быстрее публичных и меньше нуждаются в посредниках.

Повышается роль второго жилища семьи: дача, дом в деревне, садовый участок, жилище родителей, воспринимается как второй дом.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Социальная структура жизненного мира
На вопрос, как функционирует социальное действие, Шюц дает ответ, который исходит из интерсубъективной конституции жизненного мира. В жизненном мире я подчиняюсь тому, что другие видят мир в принципе так же, как и я. Это положение Шюц назы ...

Проведение социологического исследования. Разработка рабочего плана
Главными требованиями при разработке рабочего плана исследования являются полнота и продуманность плана, в котором должны отразиться все основные задачи и методы предпринимаемого исследования. Рабочий план исследования призван организовать ...

Борьба женщин за свои права. С войны за независимость по вторую половину XIX века
Постепенно происходят глобальные изменения той роли, которую играют женщины во всех областях жизни – политике, производстве, экономике. Этот процесс сопровождается ростом женского самосознания. На XVIII в. – первую половину XIX века приход ...