Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Причины, приводящие к инвалидности.
Страница 1

Информация » Социальная работа с семьями имеющими детей-инвалидов » Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Причины, приводящие к инвалидности.

Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите ин­валидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятель­ности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять само­обслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и занимать­ся трудовой деятельностью», — поясняется в этом законе.

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвали­дов» к детям-инвалидам относятся дети, имеющие « .значитель­ные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориента­ции, контролю за своим поведением, обучению, общению, игро­вой и трудовой деятельности в будущем».

Это определение вытекает из современной концепции Всемир­ной организации здравоохранения: поводом для назначения инва­лидности являются последствия болезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той или иной психологической, физиологиче­ской или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации.[2]

Социальная дезадаптация — нарушение приспособления индивида к изменившейся социальной среде, в отношении детей-инвалидов — в результате социальной недостаточности или социальной дис­функции. Это такое нарушение жизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может вы­полнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и куль­турного положения (в соответствии с номенклатурой социальной недостаточности, IV раздел Международного руководства по оцен­ке последствий болезни, ВОЗ, Женева 1989 г.):

- ограничение физической независимости (неспособность вес­ти себя независимо с другим лицом);

- ограничение подвижности (передвигаться во времени и про­странстве);

- ограничение способности заниматься обычной деятельностью;

- ограничение способности к получению образования, к про­фессиональной деятельности;

- ограничение способности к интеграции в обществе, не учас­тие во всех видах повседневной активности наравне со сверстни­ками.

Нарушение способности осуществлять ту или иную деятель­ность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным.

Особенностью современной патологии детского возраста явля­ется учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание хронической патологии внутренних органов.

В развитых странах показатель детской инвалидности состав­ляет 250 случаев на 10 000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10 % населения земного шара, из них 120 млн. — дети и подростки. Число детей-инвалидов в Российской Федерации на начало 1998 г. составило 563,7 тысяч и продолжает увеличиваться (из них 57,7 % — мальчики, 42,3 % — девочки). Согласно государственному докладу 2000 г. «О положении детей в Российской Федерации» самая многочисленная группа — дети 10—14 лет (47,1 %), вторая по численности — дети 5 — 9 лет (29,4 %) и дети в возраскогда в семье есть ребёнок-инва­лид, может повлиять на создание более жёст­кого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Бте до 4 лет (14 %).

Инвалиды детства в РФ составляют более 12 % от общего числа всех инвалидов, впервые зарегистрированных в органах социаль­ной защиты, среди инвалидов до 39 лет — 55,6 %.

В связи с большой значимостью этой проблемы Генеральная Ассамблея ООН в 1982 г. приняла Всемирную программу дей­ствий по оказанию помощи «дезабильным лицам» (т.е. имею­щим ограничение жизнедеятельности и социальных функций), в которой важное место уделяется профилактике здоровья, на­чиная с раннего возраста. Ассамблея объявила 1983— 1992 гг. де­сятилетием инвалидов, день 5 декабря стал Всемирным днем ин­валидов, привлекая внимание мировой общественности к этой проблеме.

Слово «инвалид» в переводе с английского означает больной, неполноценный, нетрудоспособный, с латинского — «беспомощ­ный». В настоящее время постепенно утверждается противополож­ная точка зрения: инвалид — человек, имеющий определенные ограничения своих возможностей, который может достаточно ак­тивно участвовать во всех сферах социальной деятельности, дол­жен иметь равные права и возможности с остальными членами общества. Этому способствовало политическое движение во всем мире за независимость людей с ограниченными возможностями с 1962 г. как меньшинства, права и обязанности которого ущемля­ются, ограничиваются. В России также возрастает общественное движение людей с ограниченными возможностями на защиту своих прав на свободу выбора, самоопределение и открытый доступ к участию во всех сферах жизни общества.[3]

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Концепция социального контроля П. Бергера
Согласно концепции Питера Бергера, каждый человек находится в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля.[1, с.73 – 74] Каждый после дующий круг – это новая система контроля. [ ...

Предметы ведения и конституционные способы их разграничения в Российской Федерации
Предметы ведения - это понятие, используемое в федеративных государствах для характеристики сферы общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции федерации и ее субъектов. Круг конкретно закрепленных полномочий, которы ...

Позитивизм О. Конта
Огюст Конт (1798 - 1857) - французский мыслитель, родоначальник социологии. Социология по Конту - это единственная наука, которая изучает общество как некую реальность, управляемую естественными законами и развивающуюся во времени. Конт ст ...