Предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации

Информация » Проблемы разграничения полномочий РФ и ее субъектов » Предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации

Предметы совместного ведения образуют круг полномочий, в осуществлении которых могут принимать участие органы государственной власти Федерации и ее субъектов.

Предмет совместного ведения - это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ. К совместному ведению РФ и ее субъектов Конституция относит те вопросы, по которым Федерация и субъекты координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел (ст. 72).

Перечень таких вопросов также является исчерпывающим (ст. 72 Конституции РФ):

обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам;

защита прав и свобод человека и гражданина;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

разграничение государственной собственности;

природопользование;

охрана окружающей среды;

общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

координация вопросов здравоохранения;

защита семьи, материнства, отцовства и детства;

установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство;

законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

кадры судебных и правоохранительных органов;

адвокатура, нотариат и др.

В соответствии Федеральным законом от 4 ию­ля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)[6] по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, издаются федеральные законы, определяющие основные (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, а также федеральные Законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

До их принятия субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.


Похожие статьи:

Город как среда развития общества
С самого начала своего существования человеческое общество обнаруживает склонность к созданию сложных многоуровневых структур во всех сферах жизни. По мере развития оно стремится к усложнению общинной иерархии, разветвлению и расширению об ...

Становление и развитие частного и общественного призрения в России. Государственно-административные подходы к общественному и частному призрению
Деятельность приказов общественного призрения разворачивалась не сразу, и не во всех губерниях одновременно. С 1776 по 1787 гг. приказы общественного призрения существовали только в 22 губерниях из 51. Крупнейшие из них — Архангельский, Ас ...

Маргиналы и социальная структура современного российского общества
Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, объединяемые на основе одного или нескольких признаков и различаемые по общественному положению. Социальная структура подразумевает устойчивую связь элем ...