Средние показатели и показатели вариации образования в Рязанской областиСтраница 3
· Коэффициент вариации V =
Эти показатели выражаются в процентах или коэффициентах.
Наиболее простым способом измерения колеблемости является определение размаха вариации, то есть разности между максимальным и минимальным значениями признака. Величина R показывает, в каких пределах колеблется размер признака, образующего ряд распределения. Показатель R выражается в тех же единицах измерения, что и варианты признака. Но размах вариации, как показатель колеблемости имеет существенный недостаток. Его величина определяется крайними значениями признака, в то время как колеблемость последнего в целом складывается из суммы всех значений. Поэтому размах вариации может в ряде случаев неправильно характеризовать колеблемость признака.
В статистическом анализе вариации имеет большое значение дисперсия (s2). Однако ее применение как мера вариации в ряде случаев бывает не совсем удобным, потому что размерность дисперсии равна квадрату размерности изучаемого признака. В таких случаях для измерения вариации признака вычисляют среднеквадратическое отклонение.
Дисперсия и среднеквадратическое отклонение недостаточно полно характеризуют колеблемость признака, так как показывают абсолютный размер отклонений, что затрудняет сравнение изменчивости различных признаков.
Для характеристики колеблемости явлений среднеквадратическое отклонение сопоставляют с его средней величиной и выражают в процентах. такой показатель называют коэффициентом вариации
и рассчитывают по формуле:
.
По величине коэффициента вариации можно судить о степени вариации признаков совокупности. Чем больше его величина, тем больше разброс значений вокруг средней, тем менее однородна совокупность по своему составу и тем менее представительна средняя.
Вычислим показатели вариации, для чего используем данные табл. 5.
Таблица 5. Расчетные значения показателей вариации
X |
f |
(x – |
(x – |
(x – |
10 |
5 |
-17 |
289 |
1445 |
20 |
9 |
-7 |
49 |
441 |
30 |
8 |
3 |
9 |
72 |
40 |
5 |
13 |
169 |
845 |
50 |
2 |
23 |
529 |
1058 |
150 |
29 |
x |
x |
3861 |
s2 = =
= 133,1
s = = 11,5
Коэффициент вариации:
Vs = * 100% =
* 100% = 42,7%
Среднеквадратическое отклонение показывает, что число общеобразовательных учреждений районов Рязанской области отклоняется от среднего размера на 11 единиц.
Значение коэффициента вариации свидетельствует о том, что рассмотренная совокупность количественно неоднородная, так как Vs >33%.
Похожие статьи:
Что значит "жить по минимуму"?
В первом квартале 2002 года прожиточный минимум среднего россиянина составлял 1719 рублей. Причем для трудящегося это 1865 рублей, пенсионера - 1313, ребенка - 1722 рубля в месяц. Это на 9,0 - 9,7 процента больше, чем в четвертом квартале ...
Опыт информатизации и перспективные идеи
В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим ...
Социально-психологические причины наркотизма
Распространение наркотизма как социального феномена, состоящего в массовом немедицинском потреблении наркотиков, несет в себе угрозы уголовного преследования и стигматизации молодых людей, разрушение их духовного и физического здоровья. Но ...