Происхождение и социальная сущность культурыСтраница 2
Таким образом, в предельно широком понимании культура охватывает все, созданное людьми, - от науки и религиозных верований до способов изготовления каменных рубил. Если использовать термин «культура» в этом значении, то и формы социальной жизни человека могут рассматриваться как продукт культуры. Ведь и семья, и религия, и формы хозяйственной активности и политической власти - все это не дано «от природы», но возникло в результате человеческой деятельности и взаимодействия. Формы социальной жизни животных обусловлены инстинктами, а потому, фактически, не меняются.
Можно сказать, что социальные формы жизни человека - продукт культуры. Но и культура – продукт общества, продукт человеческой деятельности.
Именно индивиды, составляющие ту или иную человеческую общность, создают и воспроизводят культурные образцы. Разделение социального и "культурного" аспектов человеческого существования возможно лишь в теории. На практике они существуют в неразрывном единстве. Культуру нельзя рассматривать как "часть" общества, или общество как "часть" культуры.
Невозможно четкое разграничение "социального" и "культурного", но также невозможно и полное их отождествление. Культура – это, прежде всего, совокупность смыслов и значений, которыми люди руководствуются в своей жизни. Деятельность человека – всегда деятельность, опосредованная значениями, что неоднократно отмечалось самыми разными исследователями.
К "социальному" же следует отнести именно сам процесс взаимодействий между людьми, в ходе которого используются и складываются значения и смыслы. Исходя из вышесказанного, объектом изучения социологии культуры можно считать взаимовлияние смысловой сферы человеческого существования и сферы социального взаимодействия.
Культура – накопленный, приобретенный опыт, передаваемый от поколения к поколению, обеспечивает человека необходимыми для выживания знаниями и образцами поведения, которые не наследуются генетически, но передаются посредством научения и воспитания.
Культура существует не только в качестве значений, опосредующих социальное взаимодействие. Культура существует в качестве бесчисленных материальных воплощений – от орудий труда до священных текстов различных религий. Но все "материальные артефакты" также служат проводниками значений. Лишь как таковые они могут рассматриваться как часть культуры.
То или иное восприятие реальности, определенное культурой, диктует человеку способы взаимодействия с окружающим миром, другими людьми и самим собой. Жизненный путь человека, его идеалы и цели, к которым он стремится; критерии, по которым он оценивает свою жизнь и поведение других людей, тоже находятся под определяющим воздействием культуры.
Похожие статьи:
Нормативно правовые акты социальной защиты населения
В основном законе Российской Федерации - в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, - который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное устрой ...
Эмпирическое исследование. Обоснование базы и методов
исследования
Проблема определения социальной роли в коллективе вызывает огромный интерес к изучению со стороны исследователей. В настоящее время стали появляться психологические работы на эту тему. Однако не во всех них прослеживается разработанность ц ...
Территориальные особенности демографического развития
Демография является центральной наукой в системе знаний о народонаселении. Понятие народонаселения и понятие населения во многом сходны друг с другом, но вместе с тем отражают некоторое различие во взгляде на человеческое сообщество. Народ ...