Психологическая характеристика социального интеллекта, обусловленного
гендеромСтраница 6
Так, Т. Гордон в коммуникативную компетентность включал различные виды умений:
- умение оказать и принимать знаки внимания;
- реагирование на справедливую критику;
- реагирование на несправедливую критику;
- реагирование на задевающие, провоцирующие вопросы;
- умение обратиться к другому человеку с просьбой;
- умение ответить отказом на чужую просьбу;
- умение самому оказать сочувствие, поддержку;
- умение принять сочувствие, поддержку;
- умение вступить в контакт;
- реагирование на попытку другого вступить в контакт;
- умение просить и принимать помощь;
- реагирование на собственный успех и неуспех.
Ю.Н. Емельянов определял коммуникативную компетентность как способность к эффективному общению. Не противоречит этому определению и формулировка, данная Л.А. Петровской. Под коммуникативной компетентностью она понимает способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.
Аналогичное определение предлагает Л.Д. Столяренко.
«Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнёров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определённости в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия» (Столяренко). М.А. Холодная считает, что интеллектуальная компетентность это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности. По мнению автора, знания компетентного человека должны отвечать следующим требованиям:
- разнообразие (множество различных знаний о разном);
- артикулированность (элементы знания чётко выделены, при этом все они находятся в определённых взаимосвязях между собой);
- гибкость (как содержание отдельных элементов, так и связи между ними могут быстро меняться под влиянием тех или иных объективных.
Коммуникативная компетенция по форме и содержанию непосредственно соотносится с особенностями выполняемых социальных ролей индивида. Целесообразно выделять также профессиональную коммуникативную компетенцию и общую коммуникативную компетенцию. Говоря о пути повышения коммуникативной компетенции, Ю.Н. Емельянов замечает, что коммуникативные умения и интеллект межличностных отношений при их несомненной важности, тем не менее, являются вторичными (как в филогенетической, так и онтогенетической перспективе) по отношению к фактору совместной деятельности людей. Поэтому, ключевые способы повышения коммуникативной компетенции нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной реконструкции, а на путях активного осознания индивидом естественных межличностных ситуаций и самого себя как участника этих деятельностных ситуаций, на путях развития социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей.
Важным аспектом представляется то, что социальный интеллект и коммуникативная компетентность являются составляющими компонентами в разрешении проблемы самореализации личности как неотъемлемой части ее интеллектуального преобразования. В то же время, сегодня недостаточно исследований, которые были бы непосредственно ориентированы на установление взаимосвязи между социальным интеллектом и уровнем развития коммуникативной компетентности личности и, в частности, у специалистов, выбравших профессию, требующую для ее эффективного выполнения определенного уровня развития названных свойств.
Похожие статьи:
Элементы социального контроля
Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента – нормы и санкции. [9] ...
Информационное неравенство современного общества
Социальное неравенство(Social inequality) - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шанс ...
Цивилизованное общество
«Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек». В.А. Сухомлинский Любое цивилизованное общество представляет собой комплекс взаимодействующих групп, обладающих различным статусом, особыми функциями ...