Теоретическая часть
Страница 1

Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющейся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории –

1. Уважение личности клиента и его самоценности;

2. Принятие клиента таким, какой он есть;

3. Не осуждающее отношение;

4. Уважение права клиента на его самоопределение;

5. Уважение доверия клиента;

6. Уверенность в человеческую способность к изменению, росту, улучшению;

7. Умение понимать социальную природу человека, как уникального создания, однако зависящего от других людей для осуществления своей уникальности;

8. Индивидуальный подход;

9. Уважение конфиденциальности;

10. Эмпатия;

11. Эмоциональная открытость контролируемое присоединения;

12. Профессиональное развитие;

13. Обязательство работать в интересах клиента;

14. Стремление к социальной справедливости.

Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойной человека. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.

Наиболее известная декларация о ценностях этики, которой руководствуются все современные социальные работники, это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников», принятый в США в 1997 году. Принципы и ценности, содержащиеся в Кодексе, являются как предписывающими, так и запрещающими. «Принцип» определяется как основная истина, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Практические принципы и ценности не являются правилами, которым следует слепо или немедленно подчиняться. Профессионалу положено знать, когда, как и в какой мере могут быть сделаны исключения из правил. Но существует профессиональная обязанность действовать насколько возможно в соответствии с принципами и ценностями профессиональной деятельности.[4]

Рассмотрим ценности социальной работы, которые поднимаются в нашем кейсе.

Клиентом нашего кейса является несовершеннолетняя девочка (15 лет), которая столкнулась с жизненными трудностями и имеет ряд очень сложных проблем:

Ø у девочки проблемы в семье;

Ø девочка беременна и не знает, как поступить относительно её будущего ребёнка;

Ø девочка – наркоманка и не собирается бросать наркотик;

Ø девочка занимается проституцией, таким образом, зарабатывая на наркотик;

Ø девочка не посещает школу.

В рассмотренном кейсе есть ряд ценностей социальной работы, которые по ряду причин не могут быть мной соблюдены. Рассмотрим их.

Принцип «Уважение личности клиента». Я как человек не могу поддержать свою клиентку в выборе её жизненной позиции, её образа жизни и поведения. Как человек человека я не могу уважать её личность, т. к. я считаю, что личность, которая саморазрушает себя, употребляет наркотики, занимается проституцией, не заботится о своём будущем и будущем своих близких (наша клиентка совсем не переживает о здоровье своего будущего малыша, о том, что она подвергает своих родителей административной ответственности) и сама себя не уважает, не достойна и уважения со стороны общества, т.е. и соответственно и с моей стороны тоже. Таким образом, соблюдение принципа уважения личности в кейсе теряет свою значимость.

«Уважение права клиента на его самоопределение». Этот принцип говорит о том, что девочка, как клиент социальной работы, имеет право поступать, так как ей хочется, принимать наркотики, заниматься проституцией, действовать в соответствии со своими взглядами и убеждениями. И вне зависимости от степени рациональности (иррациональности) поступков моей клиентки я, как работник, не могут принуждать её (морально, материально, психологически, физически) следовать моей профессиональной логике. Но в конкретном нашем случае, намерения в поведении несовершеннолетней девочки, т.е. намерение не бросать наркотик, всё также зарабатывать на него проституцией, не задумываться о своей жизни и о жизни своих близких, может причинить огромной вред как ей самой (её психологическому и физическому здоровью), так и близкому ей окружению (в конкретном случае, её еще не родившемуся ребёнку, а также родителям). И я не могу допустить, чтобы клиент своими действиями, вредила себе, а также могла навредить третьим лицам. Таким образом, соблюдение 4 принципа социальной работы также ставится под вопрос.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Психологические характеристики студентов
Анализ психологических характеристик студентов приобретает принципиальное значение при построении социально-типического портрета студенчества. Традиционно данный анализ включает в себя рассмотрение трех аспектов: уровень притязаний, внушае ...

Веселые и находчивые
История КВНа в Иркутске насчитывает многолетнюю историю, которая восходит к 60-ым годам прошлого столетия. Играть в КВН начали во всех городах России спустя два-три года после выхода ТВ-передачи КВН соответствующей. Как и в далекие 60-е го ...

Социальные организации. Понятие социальной организации
Среди элементов структуры общества важное место принадлежит социальным организациям. Это понятие многозначно. В социологической литературе говорят о нескольких его значениях. Во-первых, социальную организацию рассматривают как элемент стру ...