Теоретическая частьСтраница 1
Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющейся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории –
1. Уважение личности клиента и его самоценности;
2. Принятие клиента таким, какой он есть;
3. Не осуждающее отношение;
4. Уважение права клиента на его самоопределение;
5. Уважение доверия клиента;
6. Уверенность в человеческую способность к изменению, росту, улучшению;
7. Умение понимать социальную природу человека, как уникального создания, однако зависящего от других людей для осуществления своей уникальности;
8. Индивидуальный подход;
9. Уважение конфиденциальности;
10. Эмпатия;
11. Эмоциональная открытость контролируемое присоединения;
12. Профессиональное развитие;
13. Обязательство работать в интересах клиента;
14. Стремление к социальной справедливости.
Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойной человека. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.
Наиболее известная декларация о ценностях этики, которой руководствуются все современные социальные работники, это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников», принятый в США в 1997 году. Принципы и ценности, содержащиеся в Кодексе, являются как предписывающими, так и запрещающими. «Принцип» определяется как основная истина, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Практические принципы и ценности не являются правилами, которым следует слепо или немедленно подчиняться. Профессионалу положено знать, когда, как и в какой мере могут быть сделаны исключения из правил. Но существует профессиональная обязанность действовать насколько возможно в соответствии с принципами и ценностями профессиональной деятельности.[4]
Рассмотрим ценности социальной работы, которые поднимаются в нашем кейсе.
Клиентом нашего кейса является несовершеннолетняя девочка (15 лет), которая столкнулась с жизненными трудностями и имеет ряд очень сложных проблем:
Ø у девочки проблемы в семье;
Ø девочка беременна и не знает, как поступить относительно её будущего ребёнка;
Ø девочка – наркоманка и не собирается бросать наркотик;
Ø девочка занимается проституцией, таким образом, зарабатывая на наркотик;
Ø девочка не посещает школу.
В рассмотренном кейсе есть ряд ценностей социальной работы, которые по ряду причин не могут быть мной соблюдены. Рассмотрим их.
Принцип «Уважение личности клиента». Я как человек не могу поддержать свою клиентку в выборе её жизненной позиции, её образа жизни и поведения. Как человек человека я не могу уважать её личность, т. к. я считаю, что личность, которая саморазрушает себя, употребляет наркотики, занимается проституцией, не заботится о своём будущем и будущем своих близких (наша клиентка совсем не переживает о здоровье своего будущего малыша, о том, что она подвергает своих родителей административной ответственности) и сама себя не уважает, не достойна и уважения со стороны общества, т.е. и соответственно и с моей стороны тоже. Таким образом, соблюдение принципа уважения личности в кейсе теряет свою значимость.
«Уважение права клиента на его самоопределение». Этот принцип говорит о том, что девочка, как клиент социальной работы, имеет право поступать, так как ей хочется, принимать наркотики, заниматься проституцией, действовать в соответствии со своими взглядами и убеждениями. И вне зависимости от степени рациональности (иррациональности) поступков моей клиентки я, как работник, не могут принуждать её (морально, материально, психологически, физически) следовать моей профессиональной логике. Но в конкретном нашем случае, намерения в поведении несовершеннолетней девочки, т.е. намерение не бросать наркотик, всё также зарабатывать на него проституцией, не задумываться о своей жизни и о жизни своих близких, может причинить огромной вред как ей самой (её психологическому и физическому здоровью), так и близкому ей окружению (в конкретном случае, её еще не родившемуся ребёнку, а также родителям). И я не могу допустить, чтобы клиент своими действиями, вредила себе, а также могла навредить третьим лицам. Таким образом, соблюдение 4 принципа социальной работы также ставится под вопрос.
Похожие статьи:
«Свобода от» или «свобода для»
Какого человека мы обычно считаем свободным? Первое, что приходит на ум, - это тот, кого не принуждают к чему-либо, не заставляют делать то, что ему не хочется, над которым нет гнета обстоятельств. «Сегодня я свободен, потому что мне не ну ...
Анализ результатов социологического исследования
Существует два принципиальных подхода к анализу социологических данных; анализ линейного распределения и структурно-типологический анализ объекта. Именно в такой последовательности эти подходы, как правило, и реализуются в аналитической де ...
Теоретическая сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные
возможности здоровья. Сущность понятий "инвалидность
", "инвалиды", "реабилитация"
Для того чтобы проанализировать процесс социальной реабилитации инвалидов, вообще лиц с ограниченными возможностями, необходимо выяснить, каково содержание понятия "инвалидность", какими социальными, экономическими, поведенческим ...