Возраст
Страница 1

Динамика (%)

2002 г.

2005 г.

2008 г.

19 лет и менее

80

77,3

70,1

Больше 19 лет

20

22,7

29,9

Возрастает доля студентов, для которых обучение в ВУЗе – это более осознанный выбор, связанный с реальной оценкой потребностей в обучении для реализации своих возможностей. В 2008 г. 38% студентов поступили в ВУЗ после перерыва в обучении в средней школе или другом учебном заведении (в 2002 г. число таких студентов составляло 27,7% от числа поступивших).

Среди студентов, поступивших в ВУЗ в 2008 г., около 58,1% составляют девушки и женщины, 41,9% – мужчины. По сравнению с 2002 г. произошло увеличение «мужской» составляющей выборки студентов.

Среди поступивших 58,3% окончили общеобразовательную школу, 11,6% – спецшколу с углубленным изучением предметов, лицей или гимназию, 26% – имеют диплом о средне-специальном образовании, 4,1% – о высшем образовании.

Основная масса студентов проживает в городской местности (76,4%), причем 52,3% – в районных центрах, еще 24,1% – в столицах субъектов Федерации и в Москве. Лишь 13,2% студентов проживает в поселках и только 10,5% – в селах или деревнях.

Основная масса студентов живет в отдельных квартирах – 73,9%, 20,2% – в частных домах, 4% – в коммунальных квартирах.

Возросло по сравнению с 2007 годом число студентов, проживающих отдельно от родителей, – 19,3%. Очевидно, это связано с некоторым увеличением возрастного ценза студентов.

85,9% студентов – холостые, женаты (замужем) или разведены – 14,1% студентов. При этом большинство женатых или разведенных студентов имеют детей.

Для выявления социальной направленности студентов важными являются сведения о социальном статусе родителей студентов: место работы родителей, их образование и ученая степень. Также интересно рассмотрение динамики его изменения.

Основная часть матерей студентов работает на государственных предприятиях – 69,5%, несколько меньше – 19,6% – работают в коммерческих структурах и еще 10,9% занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью. Уменьшилось число матерей, занимающихся домашним хозяйством, – 10,3%; в 2005 г. их было 25%.

Большинство матерей студентов, поступивших в 2008 г., имеют высшее или среднетехническое образование – 83,3%, среднее образование у 17,4%, неполное среднее образование имеют 2,4% матерей.

Профессиональные характеристики отцов во многом традиционно совпадают с характеристиками матерей. Так, 55,6% также работает на государственном предприятии, несколько выше среди отцов доля лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью – 12,7%. По сравнению в 2005 г. (5% от общего числа) в два раза увеличилось число отцов, работающих в крупных негосударственных корпорациях (11,8%). Высшее и среднетехническое образование имеют 80% отцов, среднее – 17,4 % и неполное среднее – 2,6%.

По уровню образовательного ценза основная часть студентов принадлежат к тем группам населения, которые имеют средний и выше среднего уровень образовательного ценза:

- 55,2 % – средний уровень (оба родителя имеют среднее образование);

- 40% – уровень выше среднего (один из родителей или оба имеют высшее образование);

- 0,1 % – низкий образовательный ценз (один или оба родителей не имеют среднего образования, при этом нет лиц с высшим образованием);

- 3,3 % – ниже среднего;

- 1,5% – высокий уровень (один или оба родителя имеют ученые степени и звания).

Согласно всероссийским опросам и прогнозам две трети студентов российских ВУЗов рекрутируются из семей интеллигенции. Замыкание цикла воспроизводства социальной структуры российского населения ведет к увеличению расслоения общества по образовательному уровню, к взаимной изоляции социальных классов и слоев. Наличие в ВУЗе студентов значительной доли студентов, чьи родители являются рабочими предприятий, сельского хозяйства, служащими, домохозяйками и имеют средний и ниже образовательный ценз (58,5%), дает в будущем таким студентам больше шансов для вертикальной социальной мобильности, и является одной из привлекательных и сильных сторон политики высших учебных заведений.

Социа

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Социальный конфликт: теоретико-методологический аспекты анализа. Конфликт как социально-философская категория
Определение сущности понятия "конфликт" предполагает проведение различия между широким и узким смыслом этого слова. В широком смысле, конфликтом принято называть столкновение взглядов, идей, мнений и убеждений, которые находятся ...

Типология молодежных субкультур
Выделяют два вида молодежных субкультур: - ингруппы; - аутгруппы. Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет. Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие. По специфике поведения ...

Происхождение и социальная сущность культуры
Понятие культура относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как “культура ума”, “ку ...