Ресоциализация лиц, готовящихся к освобождению из исправительного
учрежденияСтраница 3
Медицинская ресоциализация - система мер, предполагающая сохранение и восстановление здоровья человека на уровне, обеспечивающем его дееспособность. Она исходит из понимания сущности здоровья и отклонений в его состоянии. Здоровье - состояние человека, характеризующееся полным физическим, духовным и социальным благополучием, а не только отсутствием болезней. В этом смысле каждый заключенный нуждается в ресоциализации. Известно, что криминогенная среда обладает критической массой умственно отсталых в степени дебильности, асоциальных психопатов, невротиков, лиц с последствиями черепно-мозговых травм, деградировавших под влиянием алкоголизма, наркомании и многолетней тюремной жизни личностей. Многие из них нуждаются не только в психологическом сопровождении, но и психиатрическом лечении. Психопатология под влиянием психотравмирующих обстоятельств, связанных с лишением свободы и режимом, лимитирующих насущные потребности личности, приводит к декомпенсации и вызывает психопатологические расстройства и реактивные состояния.
Любые модели ресоциализации должны строится на основе комплексной диагностики. Этимиологическая диагностика может восстановить историю криминального поведения: какие факторы ( медико-биологические, социокультурные, психолого-педагогические) спровоцировали актуальное состояние: какая часть микросреды оказала наиболее пагубное воздействие на человека; является ли влияние перечисленных факторов многоплановым, многосторонним, интенсивным, длительным: на какой период жизни падают эти воздействия; как человек реагирует на позитивное, негативное или дезинтегрирующее влияние микросреды; какова его сопротивляемость. Симптоматическая диагностика определяет предмет работы по ресоциализации, ее содержание.
Исходя из комплексной диагностики исследуемого явления, можно предлагать самые различные специальные модели ресоциализации: «профилактика», «диагностика», «коррекция», «реабилитация», «развитие», «восстановление» или их комплекс. Сущностный характер названных моделей будет различным: психологическая, социальная, коррекционно-педагогическая, медицинская или комплексная (медико-психолого-социалыю-педагогическая), каждая модель требует реализации определенного содержания, форм и методов работы, включает круг заинтересованных и компетентных участников, предполагает соответствующие технологии и ориентирована на конкретные результаты.
Наиболее эффективной представляется комплексная модель ресоциализации осужденных, которую возможно реализовать в условиях межведомственного взаимодействия [41, с.52].
Служба исправительного учреждения, занимающаяся ресоциализацией осужденных - это весь коллектив и команда специалистов, взаимодействующих рамках функциональных обязанностей и профессиональной компетентности на основе общего подхода в рамках определенной содержательной модели и осуществляющих систему взаимосвязанных мер, направленных на подготовку осужденного к жизни на ободе, его реинтеграцию в общество [25, с.256].
Итак, ресоциализация осужденных в исправительных учреждениях имеет свою специфику и носит приоритетно социально-психологический характер. Ее содержание, формы и методы зависят от особенностей субъектов ресоциализации. Чаще всего в личности осужденного как в фокусе сконцентрированы проблемы биологического, социального к психолого-педагогического генеза, что предполагает комплексную помощь со стороны различных специалистов. Цели, общие задачи, принципы и характер помощи при этом являются универсальными для всех участников процесса ресоциализации [29, с.153].
Похожие статьи:
Психологический климат.
Старикам-долгожителям обеспечивался особый психологический климат, высокое уважение с придачей реальной и номинальной власти. Они живут чаще всего с детьми, дружными семьями в хороших жилищно-бытовых условиях. Исследования феномена долгожи ...
Социально-психологический тренинг как форма активной групповой психологической
работы. Его виды. Особенности применения методов терапии в
социальной работе
«Игротерапия выступает как метод коррекции разбалансированных; эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей и подростков средствами игр». Игротерапией могут овладеть педагоги, социальные работники, стремящиеся акт ...
Частота
Процент Да – кандидата наук Да – доктора наук Нет Всего 1208 789 3054 5051 23,9 15,6 60,5 100,0 Большинство студентов уверены, что диплом вуза в будущем расширит доступ к интересующей работе, явится основой для их карьеры и трудоустройства ...