Факторы, повлиявшие на формирование японского национального характераСтраница 1
Для начала необходимо осветить вопрос этногенеза японцев. Данная проблема все еще вызывают споры, рождая самые противоречивые гипотезы и теории, ни одна из которых не в силах объяснить всей совокупности накопленных наукой фактов.
В советском японоведении считается, что древнейшую основу населения Японии составляли айны. Их хозяйство базировалось на охоте, рыболовстве, лесном и прибрежном собирательстве. На Хоккайдо к айнам примешивались мигрировавшие туда выходцы с восточного побережья Азиатского материка. На островах Кюсю и Сикоку и на юге Хонсю айнское население смешивалось и ассимилировалось с аустронезийскими племенами.
В середине первого тысячелетия до нашей эры на Японские острова через Корейский пролив с юга Корейского полуострова проникают так называемые протояпонские племена. С их приходом на островах появились домашние животные – лошадь, корова, овца, к этому периоду относится и возникновение культуры поливного риса. Процесс культурного развития пришлых племен, их взаимодействие с местным аустронезийско-айнским населением происходили вплоть до V века. Основным направлением хозяйства на Японских островах окончательно стало рисосеяние. К VI - VII векам островное население восприняло из Кореи, а также и из Китая элементы китайской и корейской культуры. В VIII веке завершилась ассимиляция на юге Кюсю аустронезийского населения. Одновременно начался процесс заселения лесистого севера острова Хонсю. Местное айнское население этого острова частично смешалось с пришельцами, частично было оттеснено на север. В настоящее время Япония – одна из самых однородных по этническому составу стран мира, основу нации (более 99% населения) составляют японцы. Айны теперь сохранились лишь на Хоккайдо, их численность не превышает 30 тыс. В Японии проживает около 600 тыс. корейцев, которые в основном переселились туда в годы второй мировой войны, и до 40 тыс. китайцев. Европейцев и американцев среди постоянных жителей страны ничтожно мало.[5] Именно тот факт, что в Японии 99% населения японцы, является одним из важнейших для формирования японского национального характера, а в современном мире это является показателем того, почему Япония до сих пор остается традиционной по отношению к своей культуре, поведению в обществе, принципам ведения дел и во многом другом. Хотя конечно степень традиционализма в различных сферах жизни японского общества является неодинаковой, но если сравнивать с другими странами, то именно Япония считается традиционной, пусть даже эти традиции имеют совершенно новую направленность, соответствуя современному прогрессивному миру.
Можно выделить и другие факторы, способствующие развитию и закреплению японского характера: климат, географическое положение страны, а также продолжительный период изоляции Японии от влияния внешнего мира.
Географическое положение Японии оказало большое влияние на возникновение и формирование многих обычаев страны и ее культурных ценностей. Ученые называют это влияние географическим детерминизмом.[6] Япония, страна островная и отделенная от азиатского континента труднопреодолимыми морями, развивалась, как в географической так и культурной сферах, в относительной изоляции, не испытывая влияния других стран. Вдобавок Япония – горная страна, здесь мало мест пригодных для проживания. Вследствие этого людям на островах приходилось селиться скученно, соседи хорошо знали друг друга. К тому же этим же условием можно объяснить и современную планировку японских городов, наличие огромного числа многоэтажных домов: так как территорий пригодных для строительства ограниченное количество, то города распространяются не по всей территории (горизонтально), а растут за счет прибавления этажей, то есть в высь (вертикально). Концепция гармонии, согласия, стала важнейшим фактором жизни японцев, помогающим поддерживать взаимоотношения внутри замкнутого сообщества живущих вместе людей.
К тому же на формирование японского характера большое влияние оказал климат. Жаркое лето и обильные дожди способствовали развитию интенсивных форм сельского хозяйства, таких как выращивание риса, которое традиционно требовало разделения общественного труда по ирригации, высаживанию и уборке урожая. Чтобы достичь высокой продуктивности на малом пространстве, люди должны были сотрудничать, так как они не могли выращивать рис без помощи соседей. Работая вместе, они были способны произвести больше продуктов питания. Сформировался своего рода «кодекс согласия», и люди избегали выступать против желания группы (объединения, общины) из-за боязни быть исключенными из сообщества односельчан. Люди жертвовали собой и работали на общину, которая, в свою очередь, поддерживала их; таким образом, японцы совмещали свои собственные интересы с целями группы и прибывали в комфортном для них состоянии гармонии. Данные черты поведения характерны и для современного японского общества: например это можно проследить на быстром экономическом и политическом подъеме Японии после поражения во Второй мировой войне.
Похожие статьи:
Социологические взгляды
Ивана Франко
Иван Яковлевич Франко (1846–1916) – видный украинский мыслитель, ученый, писатель, общественно-политический деятель занимает видное место в истории философской, социологической, социально-политической мысли. Социологическое наследие Франко ...
Феноменология А. Шюца
Основатель феноменологической философии Эдмунд Гуссерль установил, что любое объективное образование смысла исходит от познающего субъекта. Поэтому в феноменологии речь не идет о мире в себе, а лишь о мире, с которым устанавливается связь ...
Большие и малые социальные группы
«Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках». А.В. Суворов Социальная группа – тип социальной общности, характеризуемый как совокупность людей, которые имеют общие природные и социальные при ...