Основы знаний об обществе
Страница 13

Информация » Основы знаний об обществе

Форма семьи сыграла большую роль и в установлении первых социальных норм. Первые нормы носили форму запретов - табу. Самый первый запрет относился к запрещению инцеста (кровосмешения). Обычаи постепенно запрещали браки внутри рода между ровными родственниками. На смену эндогамной семье пришла экзогамная семья. Этот принципиально новый характер половых отношений предписывает членам общины искать брачных партнеров не в своей, а в других родовых общинах.

Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители. Народное собрание выполняло судебные функции, вынося "приговоры" в делах об измене, трусости, кровосмешении. Решения народного собрания считались обязательными для всех членов рода. Позже властными полномочиями наделялись советы старейшин. При этом сами старейшины, как и вожди не обладали какими-либо привилегиями по отношению к другим членам племени и рода. Решающее значение при выборах вождя имели личные качества - физическая сила, организаторские способности, ораторское искусство, трудовые навыки, знание ритуальных обрядов, авторитет и др. Если вождь не справлялся со своими обязанностями, то члены племени делали вывод, что боги отвернулись от их вождя или на него наслали порчу. Если же вождь заболевал, то иногда мог быть уничтожен или изгнан из племени. В обязанности вождя входила связь с умершими предками племени, и в силу этой связи не имел права быть старым, немощным ни физически, ни духовно. Его сила - это сила всех предков, его магия - это магия предков. Вожди, по представлениям племени, не умирали. Они уходили в мир предков и приходили из него вновь, воспроизводя себя в одном из соплеменников. Со временем функции власти настолько усложнились, что одних только личных качеств для избрания лидером стало недостаточно. Вожди накапливали опыт управления и специальные познания, которые передавали по наследству. Так постепенно власть сосредотачивалась в руках одной семьи, отделялась от остальных членов племени. С появлением внутри племени социальных групп, различных по своему экономическому и правовому статусу, происходит разложение родового строя, начинают складываться примитивные формы государственности. Именно с появлением государства ученые связывают переход человечества от стадии варварства и дикости к цивилизованному состоянию.

Мировоззрение первобытного человека

Особенностью первобытной культуры является гармония человека и природы. Человек еще не полностью отделился от животного мира, он ощущает себя его частью. Эта неразрывность природного и социального нашла отражение и в первобытной культуре, и в мировоззрении первобытного человека.

Представления первобытных людей о мире, природе, обществе, человеке, законах жизни нашли отражение в мифологии. При этом само сознание людей было мифологично. Древний человек не разделял миф и действительность. Для него миф был также реален, как его собственное детство, как вчерашняя охота, как завтрашний день…. Миф для первобытного человека был осмыслением реальности, которая существует сейчас и существовала задолго до нас. Коллективный практический опят накапливался множеством поколений, поэтому лишь он считался "самым верным и надежным" источником знаний о мире. Для того, чтобы описать окружающий мир, надо, по представлениям древних людей, рассказать, как он появился. Нынешнее состояние мира - это следствие давно произошедших событий и действий мифических героев - богов или предков. В любом мифе мифологическое событие отделено от настоящего каким-то большим промежутком времени: как правило, мифологические рассказы относятся к "стародавним временам", "начальным временам".

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Похожие статьи:

Развитие и совершенствование ИКТ и формирование экспортно-ориентированной отрасли ИТ-индустрии
Ориентация ресурсоограниченных стран с высоким научно-техническим потенциалом, к которым принадлежит и Республика Беларусь, направлена на экспорт современных технологий, в том числе и ИКТ, что создает необходимые предпосылки для их ускорен ...

Кем разработана теория социального обмена
Одно из влиятельных направлений в западной социологии, рассматривающее обмен как основу социальных взаимодействий, на которой строится вся общественная жизнь, является Теория социального обмена разработанная в трудах Джорджа Каспера Хоманс ...

Антиалкогольная программа
Уже в 50-е годы XIX столетия в России начали появляться первые приходские общества трезвости. В 1882 г. святой праведный Иоанн Кронштадтский открыл в своем приходе Дом трудолюбия, где духовно возрождались многие падшие люди. К началу XX в. ...