Основы знаний об обществе
Страница 19

Информация » Основы знаний об обществе

Центральное место в системе ценностей древних римлян занимало такое понятие, как патриотизм (представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой назначенных им победах). Рим рассматривался как высшая ценность, а долг гражданина состоял в том, чтобы служить ему всеми силами, не щадя жизни.

Классическое рабство достигло в Риме наивысшего расцвета. Когда родовая община начала распадаться, основной ячейкой общества стала семья - фамилия, в которую входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в миниатюре: отец (на латыни pater familias) полностью распоряжался своими домочадцами. Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. После смерти отца сыновья наследовали его имущество и становились главами своих фамилий. Распространение рабства привело к противопоставлению раба и свободного гражданина. Слова "раб", "рабский" стали синонимами всего низкого, недостойного, заслуживающего презрения.

"Рабскими" занятиями в Риме считались ремесло, сочинение пьес, работа скульптора и живописца, игра на сцене. Делами, достойными свободного римлянина, признавались только политика, война и законотворчество.

Большой вклад в становление европейской системы права внесло римское право, которое складывалось на протяжении многих веков. В нем была разработана система правовых норм, регулирующих имущественные и другие хозяйственные отношения, связанные с правом собственности. В современном гражданском праве используются понятия, которые сложились еще в Древнем Риме: ипотека (залог земли), сервитут (ограниченное пользование имуществом) и др. именно римляне сформулировали презумпцию невиновности: "каждый считается честным, пока не доказано обратное" и "без вины нет ответственности".

В архаическом Риме экономика носила патриархальный характер с ярко выраженными чертами натурального хозяйства. Главными занятиями были земледелие (которое требовало осушения болот) и скотоводство.

Основной формой организации общества была гражданская община - civitas. Жизнь общины была организована так, чтобы поддерживалось равновесие между личной и общественной пользой. В Риме не было налогов, за счет которых содержался государственный аппарат. Люди, занимающие высшие должности, не получали жалованья и должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных граждан наделами земли. Служба в армии была почетной обязанностью для граждан. Человек не мог стать государственным деятелем, не имея военного стажа. В общественной жизни Рима большую роль играло народное собрание. Важнейшим органом управления был сенат, в который входили представители 300 знатнейших семей. Сенат ведал вопросами внутренней и внешней политики, под контролем сената были финансы и религиозный культ.

В римской общине можно выделить две социально неравные группы:

Патриции - родовая знать, аристократия, "дети первоначальных граждан Рима". Они были полноправными членами римской общины, первоначально только они и считались римским народом. Членом сената мог стать только патриций. Из их числа избирались консулы - два высших должностных лица, которые отмены монархии выполняли функции прежних царей.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24


Похожие статьи:

Иппотерапия как метод реабилитации детей – инвалидов
Использование лечебной верховой езды (ЛВЕ) – иппотерапии – для реабилитации детей, имеющих физические или умственные ограничения, это высокоэффективное и уникальное реабилитационное воздействие на физическую и психическую сферу ребёнка. Пр ...

Структура и задачи социальной работы с молодыми семьями
На данном этапе развития теории социальной работы признается затруднительным сформулировать определение, которое исчер­пывало бы все содержание понятия социальной работы. Социальная работа рассматривается в аспекте содействия осуществлению ...

Свобода в деятельности человека. Понятие «свобода»
Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Аристотель, который не мог представить себе ...