Основы знаний об обществе
Страница 50

Информация » Основы знаний об обществе

Личность - это совокупность социально-значимых качеств человека, мера освоения им общественных ценностей, норм и правил поведения.

Рождаясь индивидом, в течение жизни человек становится личностью. Процесс формирования и развития личности в науке получил название "социализации". Сущность социализации состоит в приспособлении человека к условиям того общества, в котором он родился и живет.

Социализация - это непрерывный процесс усвоения человеком социальных ценностей и норм, приобщение человека к материальной, духовной, интеллектуальной культуре общества.

Социализация - это непрерывный процесс, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Сначала человек учится жить в обществе, а потом приспосабливается к происходящим изменениям. Известный социальный психолог Г.М. Андреева выделяла следующие этапы социализации:

Первичная (дотрудовая) социализация - начинается с рождения человека и заканчивается примерно в 18-20 лет. На этапе дотрудовой социализации происходит формирование личности. Критерием окончания этапа дотрудовой социализации является получение молодым человеком образования и профессии и начало трудовой деятельности. Первичная социализация представляет собой процесс обучения человека основным правилам поведения. В детстве человек учится держать ложку, проситься на горшок, говорить "спасибо", "здравствуй", "до свиданья", "пожалуйста". Взрослые объясняют маленькому человечку, что такое хорошо, и что такое плохо. Ребенок приобретает первые навыки общения, труда, его способности начинают развиваться. Основным содержанием первичной социализации является воспитание, полученное в семье, детском саду, школе. Позже, научившись обслуживать себя, приобретя первичные навыки жизни в обществе, человек начинает получать образование, а затем и профессию.

Вторичная социализация - это процесс адаптации уже сложившейся личности к изменяющимся условиям социальной среды. Изменяется общество - появляются новая техника и технологии, сменяются правительства, изменяются ценности. Но с другой стороны меняется сам человек - взрослеет, стареет, теряет здоровье, приобретает новую профессию, под влиянием внешних обстоятельств изменяются взгляды человека на жизнь. Это вынуждает личность менять стиль поведения, образ жизни, приобретать новые знания и навыки, воспитывать в себе необходимые качества характера. Вторичная социализация делится на два периода:

Трудовая социализация - это период трудовой активности личности. На этом этапе человек приспосабливается к трудовому коллективу, под влиянием которого у него вырабатывается определенное отношение к работе, карьере. Человеку, чтобы соответствовать требованиям времени, необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень, квалификацию, а может быть и менять профессию. На это время приходится самая активная часть жизни. На этапе трудовой социализации человек обзаводится семьей и детьми. Он сам становится воспитателем. Если до этого человек "впитывает" в себя чужой опыт, а теперь передает свой накопленный опыт другим. Личности приходится осваивать новые социальные роли - супруга, родителя, коллеги.

Послетрудовая социализация - начинается тогда, когда человек оставляет работу и выходит на пенсию. Это очень сложный этап в жизни личности. Лучшее время позади, жизнь почти прожита, здоровье все хуже, на работе все труднее соперничать с молодыми и активными коллегами, "держать марку". Многие пенсионеры с прекращением трудовой деятельности испытывают сильную депрессию, начинают болеть, теряют смысл в жизни. Поэтому послетрудовая социализация не менее важна в жизни человека, чем дотрудовая. Человеку нужно привыкнуть к тому, что у него появилось много свободного времени - дети выросли и живут своей жизнью, не надо с утра пораньше бежать на работу, можно заняться собой, почитать любимую книгу, отправиться в путешествие, завести хобби. Многие пенсионеры находят новый смысл жизни в воспитании внуков, кто-то начинает заниматься цветоводством, огородничеством, в последнее время в средствах массовой информации все чаще встречаются сообщения о студентах, чей возраст давно перевалил за 50 лет. Неважно, чем занимается пенсионер, главное - его душевное состояние. Цель послетрудовой социализации состоит в том, чтобы наполнить смыслом, спокойствием, уверенностью и радостью последний этап жизни человека.

Страницы: 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55


Похожие статьи:

Описание результатов исследования
Методика социометрического измерения проводилась следующим образом. Участникам эксперимента для начала было предложено в правом верхнем углу социометрической карточки написать код, то есть фамилию, имя, отчество (инициалы). Изначально был ...

Оценка эффективности деятельности Центра социального обслуживания населения города Сухой Лог, по социальному обслуживанию одиноких пожилых граждан
В Сухоложском районе социальная защита малоимущих слоев населения, в том числе и одиноких пожилых людей осуществляется Центром социального обслуживания населения. Центр социального обслуживания населения обеспечивает в пределах своей компе ...

Основные тенденции развития системы государственного призрения.
Среди государственных органов призрения первой половины XIX в. Особо выделяется деятельность созданных при Екатерине II приказов общественного призрения. Приказы общественного призрения представляли собой административный орган, председате ...