Общественный процесс труда
Страница 1

Информация » Социология труда » Общественный процесс труда

Если простой процесс труда раскрывает специфический для человека способ обмена веществ между ним и природой, то общественный процесс труда представляет способ обмена продуктами деятельности между людьми. Первый по преимуществу индивидуален, а его «чистой формой» выступает ручной труд отдельного индивида. Второй всегда коллективный, его субъектом выступают большие социально-профессиональные группы людей (совокупный субъект), занятые в народном хозяйстве и применяющие современные средства производства, созданные коллективным трудом. Формирующиеся здесь отношения качественно отличаются от таковых в простом процессе труда. Отношения между людьми (т. е. совокупными субъектами), как-то: производителями и потребителями, работниками основного и вспомогательного производства, представителями различных отраслей промышленности и т. д. — определяют характерные черты процесса труда.

В простом процессе труда индивид, проявляет себя как самое обыкновенное живое существо. Трудовые операции присутствуют здесь в своих простых инстинктивных формах. Монотонный труд на конвейере и в массовом поточном производстве (частичный труд) потому и вызывает у человека чувство опустошенности, что специфически человеческого в нем практически ничего нет. Человек преодолевает сопротивление вещества природы, совершая с ним механический обмен, воздействуя на него с помощью той логики, которая подсказана самой природой. Иначе говоря, в простом процессе труда человек не выходит за рамки природного существа, учитывает естественные свойства материала (его вес, массу, сопротивление, ковкость и т. п.), а не общественные потребности.

Рутинные элементы труда присутствуют в любом виде деятельности, даже в творческом труде. Они составляют не менее 50—70% трудовой деятельности человека. Оставшиеся 30—50% (в разных профессиях их удельный вес колеблется) приходятся на творческие элементы труда, связанные с постановкой цели, выбором оптимального метода работы из нескольких альтернативных, решением неожиданных задач. Это вторая составляющая простого процесса труда, определяющая целесообразный характер. Суть последнего — наличие идеального плана действия, который показывает не естественно-природную, а человеческую определенность труда. Он перестает быть только суммой физиологических затрат, в трудовую деятельность добавляется эмоционально-психологическая (в основе своей нервно-физиологическая) составляющая.

Акт полагания цели создает границу между двумя характеристиками (определенностями) процесса труда: по одну сторону — животноподобный труд, а по другую — человечески определенный. Привнесение идеального плана (цели) ведет к радикальному изменению характера трудовой деятельности. Появление еще одного измерения свидетельствует о том, что с этого момента человек начинает сознательно относиться к своему труду. Именно цель обусловливает появление отношения к труду и мотивации труда.

Содержательность труда в отличие от содержания выражает не технико-функциональную сторону труда, а его социально-психологическую структуру. Рутинный труд, исполняемый в заранее заданных параметрах и нормах, не является творческим уже хотя бы потому, что план работы составлен не самим исполнителем. Эмоциональное отношение к нему может быть только отношением к чужому труду. Из процесса труда изъята главная человеческая компонента — цель. Труд рассматривается индивидом как осмысленный или творческий, если построен по собственному плану. Подчинение чужому плану либо чужой власти ведет к психологическому или социальному отчуждению. Изъятие цели (внутреннего смысла) труда приводит к тому, что человек становится «совершенно равнодушен к содержанию своего труда» (К. Маркс). Он равнодушен к сохранности оборудования и инструмента, качеству продукции, экономии сырья и электроэнергии. В современном производстве подобное происходит независимо от воли и сознания людей. Такова технологическая логика производства. Обществу приходится как-то компенсировать объективно возникший дефицит за счет мобилизации субъективных факторов. Отсюда и возникли все самые изощренные методы стимулирования и мотивации труда. На какие только хитрости ни пускается общество, чтобы преодолеть естественное для индустриального общества равнодушное отношение к труду: гуманизация и «обогащение труда», премиальные, гибкий режим, поощрение свободным временем. В то время как методы рационализации труда направлены на оптимизацию, улучшение технико-функциональных сторон простого процесса труда, методы гуманизации труда призваны вернуть человеку смысл труда, его содержательность. В самом общем значении рационализация труда стоит ближе к стимулированию, а гуманизация — к мотивации труда.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Результаты реализации и оценка эффективности государственной молодежной политики
Главным результатом реализации государственной молодежной политики должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны. Оценку реализации стратегии государственной молоде ...

Проблемы в мусульманских семьях
Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества. Социальные проблемы семьи отражают те ...

Семья в мусульманских странах. Определение семьи
Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что не удивительным упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной культу ...