Человек и общество

«Из двадцати человек, говорящих о нас, девятнадцать говорят плохое; двадцатый говорит хорошее, но делает это плохо». А. Ривароль

Общество выступает самостоятельным объектом изучения таких наук, как философия, социология, политология, культурология, история, экономическая теория и др. Среди множества самостоятельных взглядов на природу социальности, лежащую в основании общественных связей и отношений, можно выделить несколько фундаментальных концепций. К их числу относятся, прежде всего, трактовки понятия общество.

Общество – в широком смысле - выделившееся из природы системное образование, исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, социальных общностей, а также отдельных индивидов; в узком смысле общество – это исторически конкретный тип социальной системы (например, аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество) или отдельный социальный организм (например, белорусское общество),

По мере эволюции и содержательного усложнения представлений о сущности человека в обществознании утвердились три основные трактовки взаимоотношений и способов взаимосвязи природы и социума:

1) общество рассматривается как объективная действительность, то есть как неотъемлемая часть природы, подчиняющаяся действию всеобщих природных законов, существующая вне и независимо от субъективного человеческого восприятия.

В рамках данного подхода выделяются следующие интерпретации понятия общества: натуралистическая (при которой общество расценивается как неотъемлемый элемент природы), механицистская (при которой общество изучается с позиций механицизма, через призму функционального соотношения части и целого в социальных структурах) и организмическая (общество исследуется как саморазвивающаяся система, как эволюционирующий организм).

2) общество рассматривается как субъективная действительность. Социум, в этой трактовке, представляет собой систему смыслов и значений, употребимых и актуальных в нем.

3) общество рассматривается как субъект-объектная действительность. Социальная система, согласно этому подходу, включает в себя тесно взаимосвязанные материальную и духовную подсистемы. Общество, иначе, объединяет собой людей, их общности (социальные группы, классы и слои) и социальные институты. Человек – венец эволюции, действительный творец своей истории, самостоятельный участник всемирно-исторического процесса, деятельностное начало в природе.

Эволюция природы и общества показывает их неразрывную связь. Очевидно, что общество не может существовать вне природы и взаимодействия с ней, ибо:

- оно возникает в результате самого развития природного мира, выделившись из природы в ходе антропогенеза;

- общество нуждается в постоянном потреблении природных ресурсов для своего развития;

- темпы и особенности общественного развития во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий.

Общество вместе с тем оказывает и огромное влияние на природу, так как, адаптируясь к условиям своего существования, оно существенным образом видоизменяет природные ландшафты и недра, создает «вторую природу», преобразует окружающий мир в соответствии с собственными запросами.


Похожие статьи: