Человек и общество

«Из двадцати человек, говорящих о нас, девятнадцать говорят плохое; двадцатый говорит хорошее, но делает это плохо». А. Ривароль

Общество выступает самостоятельным объектом изучения таких наук, как философия, социология, политология, культурология, история, экономическая теория и др. Среди множества самостоятельных взглядов на природу социальности, лежащую в основании общественных связей и отношений, можно выделить несколько фундаментальных концепций. К их числу относятся, прежде всего, трактовки понятия общество.

Общество – в широком смысле - выделившееся из природы системное образование, исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, социальных общностей, а также отдельных индивидов; в узком смысле общество – это исторически конкретный тип социальной системы (например, аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество) или отдельный социальный организм (например, белорусское общество),

По мере эволюции и содержательного усложнения представлений о сущности человека в обществознании утвердились три основные трактовки взаимоотношений и способов взаимосвязи природы и социума:

1) общество рассматривается как объективная действительность, то есть как неотъемлемая часть природы, подчиняющаяся действию всеобщих природных законов, существующая вне и независимо от субъективного человеческого восприятия.

В рамках данного подхода выделяются следующие интерпретации понятия общества: натуралистическая (при которой общество расценивается как неотъемлемый элемент природы), механицистская (при которой общество изучается с позиций механицизма, через призму функционального соотношения части и целого в социальных структурах) и организмическая (общество исследуется как саморазвивающаяся система, как эволюционирующий организм).

2) общество рассматривается как субъективная действительность. Социум, в этой трактовке, представляет собой систему смыслов и значений, употребимых и актуальных в нем.

3) общество рассматривается как субъект-объектная действительность. Социальная система, согласно этому подходу, включает в себя тесно взаимосвязанные материальную и духовную подсистемы. Общество, иначе, объединяет собой людей, их общности (социальные группы, классы и слои) и социальные институты. Человек – венец эволюции, действительный творец своей истории, самостоятельный участник всемирно-исторического процесса, деятельностное начало в природе.

Эволюция природы и общества показывает их неразрывную связь. Очевидно, что общество не может существовать вне природы и взаимодействия с ней, ибо:

- оно возникает в результате самого развития природного мира, выделившись из природы в ходе антропогенеза;

- общество нуждается в постоянном потреблении природных ресурсов для своего развития;

- темпы и особенности общественного развития во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий.

Общество вместе с тем оказывает и огромное влияние на природу, так как, адаптируясь к условиям своего существования, оно существенным образом видоизменяет природные ландшафты и недра, создает «вторую природу», преобразует окружающий мир в соответствии с собственными запросами.


Похожие статьи:

С конца XIX в. по 1920 год
Элеонора Флекснер отмечала, что «период с 1896 по 1910 год стал известен среди активистов борьбы за права женщин, как «бой игрушечных барабанов.» Вопрос права женщин на участие в голосовании поднимался в шести штатах, и во всех шести был п ...

Пути разрешения конфликта
Лучший способ разрешения конфликта – это его предотвращение. Именно поэтому лидер любой организации, группы должен следить за обстановкой, чтобы появившееся социальное напряжение можно было устранить на его начальной стадии, не дав перерас ...

Содержание социального обслуживания одиноких пожилых людей
Социальное обслуживание в настоящее время стало неотъемлемой частью государственной системы Социальной защиты населения, одним из ведущих и динамично развивающихся компонентов социальной сферы. Социальное обслуживание- это разновидность сп ...