Классы и страты
«Мы истинно свободны, когда мы сохраняем способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные, и, в некотором роде, предписанные нам мнения». Цицерон
В качестве любого типа социальных общностей исследователи выделяют социальные классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Выделяют основные (доминирующие в рамках определенной общественно-экономической формации) и неосновные классы (чье существование обусловлено сохранением в данной общественной формации остатков прежних или появлением зачатков новых производственных отношений).
Страта (от греч. – слой, прослойка). С позиций стратификационной теории общество рассматривается как система социальных слоев. Широко применима так называемая одноуровневая стратификация (при делении общества по одному признаку) и многоуровневая (при делении общества одновременно по двум или более признакам, например, по признакам престижа, профессиональному, уровню дохода, уровню образования, религиозной принадлежности и т.д.).
Основоположником стратификационной теории является Макс Вебер, который рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, где наряду с классами и собственностью важное место принадлежит статусу личности и власти.
Теория социальной стратификации помогает выявить следующую социологическую закономерность: чем организованнее общество, чем лучше оно функционирует, тем оптимальнее выглядит его стратификационная характеристика. И, наоборот, примитивным обществам соответствуют примитивные стратификационные характеристики, снижающие уровень его организации. Ключевым понятием в теории социальной стратификации является понятие социальной мобильности, под которой понимаются перемещения индивидов или социальных групп в «горизонтальной» или «вертикальной» социальной плоскости, приводящие к изменению их места и роли в обществе. Примером горизонтальной мобильности может служить переход учащегося из одной школы в другую, рабочего – с одного завода на другой. При вертикальной мобильности человек или социальная группа перемещаются в другую социальную страту.
Похожие статьи:
Условия, в которые попадает осужденный, как
жизненное пространство и объект профессионального вмешательства
Представление об условиях, в которые попадает осужденный, дает основание социальному работнику оценить и использовать их как ресурс в оказании содействия процессу перевоспитания, а точнее - определению адекватных стратегий поведения и форм ...
Социальная работа как научная дисциплина. Социальная
работа как наука
В этом разделе рассмотрены позиции профессора В.И. Курбатова, А.Г. Гусляковой и других. В своих работах они описывают собственное понимание социальной работы как теории, науки и отвечают на вопрос, что привело к формированию социальной раб ...
Особенности прикладного социологического исследования.
Если тот или иной социальный заказ не удается выполнить на основе старых, уже имеющихся знаний, то появляется необходимость в научном поиске, в проведении исследований для получения дополнительной информации. Как уже отмечалось, прикладным ...