Методический эксперимент как инструмент повышения качества эмпирических индикаторов
Страница 1

Информация » Стандартизация эмпирических индикаторов » Методический эксперимент как инструмент повышения качества эмпирических индикаторов

Для выбора метода сбора социологической информации нередко достаточно теоретических соображений, особенно если они подкреплены процедурами логической формализации (о них говорилось в предыдущем параграфе). Однако при разработке эмпирических индикаторов — их формулировок, а иногда и техники предъявления — упомянутых соображений зачастую недостает. Нечеткость, противоречивость и недостаточная конкретизация методических требований затрудняют принятие обоснованного решения. Специфика восприятия конкретных индикаторов респондентами (особенности понимания, фиксации внимания на тех или иных смысловых фрагментах и т. д.) такова, что она не может быть вполне учтена только на основании умозрительных рассуждений. Требуется специальная эмпирическая работа, имеющая целью уточнение выбора наиболее адекватного индикатора для каждой переменной в конкретных условиях. Подчеркнем, что в принципе такая работа должна преследовать, помимо данной прикладной цели, и другую, фундаментальную, связанную с эмпирическим обоснованием, расширением и углублением содержания методических рекомендаций.

Основной эмпирической процедурой, направленной на оптимизацию качества сбора информации в соответствии с определенными критериями, является, по нашему мнению, методический эксперимент, в советской литературе неоднократно описывался опыт его применения".

Рассмотрим пример двух методических экспериментов. При отборе конкретных переменных исследователи руководствовались тремя соображениями.

Во-первых, были выбраны характеристики не только поведения, но и сознания, так как известно, что при исследовании сознания (установок, мотивов и т. д.) намного увеличивается вероятность искажения информации.

Во-вторых, было желательно, чтобы выбираемые переменные охватывали установки в основных сферах брачно-семейных отношений: репродуктивного поведения; воспитания детей; хозяйства и быта; проведения досуга; общения между членами семьи; распределения власти в семье.

В-третьих, выбор переменных обусловливался частотой их использования в вопросниках по браку и семье, для определения которой были проанализированы все анкеты по браку и семье, хранящиеся в секторе информации ИС АН СССР. Исследователи старались выбрать наиболее часто используемые и повторяющиеся в различных исследованиях индикаторы, а не придумывать свои, так как, помимо всего прочего, было важно оценить величину возможных смещений в практике социологических исследований семьи.

Было проведено также экспертное обсуждение выделенных переменных в свете приведенных выше факторов, в результате удалось выделить более узкие аспекты для установок и особенностей поведения по сферам, которые и легли в основу выбираемых переменных. Так, например, в сфере воспитания детей рассматривалось отношение супругов к воспитанию детей в семье, в сфере досуга — его проведение дома или вне дома, совместно или раздельно членами семьи и т. д.

Для удобства проведения методического эксперимента отобранные переменные были разделены на 2 группы. Предполагалось, что внутри каждой из групп различия в степени искажений будут меньше, чем при межгрупповом сравнении. К первой группе (А) относились переменные, связанные с распределением обязанностей или материальных средств, а также с организационными моментами семейной жизни (материальная, хозяйственная, досуговая, репродуктивная сферы и сфера воспитания детей). Во вторую группу (Б) входили переменные, характеризующие эмоционально-духовные отношения членов семьи в разных сферах. Это позволило нам при минимальном количестве переменных и соответствующих им индикаторов осуществить почти все интересующие нас типы сравнения.

Все отобранные индикаторы были сведены в 3 вопросника с тем, чтобы в один вопросник не попали разные индикаторы для измерения одной и той же переменной. Т. е. мы хотели избежать «эффекта реактивности» — влияния предыдущего ответа на последующий.

Кроме того, в один из вопросников мы поместили практически все открытые вопросы и проективные индикаторы, поскольку известно, что при наличии в анкете закрытых и открытых вопросов, увеличивается число респондентов, не отвечающих на открытые вопросы.

Всего в эксперименте было задействовано 6 анкет: 3 для женщин и 3 для мужчин.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Предупреждение жесткого обращения с детьми
Главная цель состоит в расширении осознания и знаний населения в отношении масштабов этой проблемы и ее последствий. Изменение отношения населения к проблеме жестокого обращения с детьми наверняка приведет к социальным и юридическим реформ ...

Ресоциализация лиц, готовящихся к освобождению из исправительного учреждения
Ресоциализация - это комплекс государственно-правовых, организационно-практических мер по восстановлению утраченных или ослабленных в результате изоляции социальных связей, усвоение осужденными стандартов поведения и ценностных ориентации, ...

Проблема определения национального характера
Изучением национального характера и, в частности, особенностей национального восприятия окружающего мира занимается этнопсихология – раздел социальной психологии. Выделение этнопсихологии в отдельную научную дисциплину связано с именами не ...