Значение семьи в мусульманских странах
Страница 1

Информация » Брак и семья в мусульманских странах » Значение семьи в мусульманских странах

Мусульманская семья, прежде всего, - социальный институт, выполняющий своё особое предназначение в обществе. Его роль состоит в том, что люди, исповедующие ислам, получают возможность в частной, приватной жизни реализовать религиозные заповеди в той мере, в которой эти заповеди ими усвоены. Для мусульманской семьи, следовательно, свойственны определённая структура, особые социальные функции. Её отличают специфические поведенческие нормы, социальные установки и ценностные ориентации её членов.

Кроме того, мусульманская семья на микроуровне представляет собой малую группу, посредством которой индивид реализует свою репродуктивную потребность, а общество – потребность в биологическом воспроизводстве своих членов и их социализации. В качестве малой первичной группы мусульманская семья и семейные отношения отличаются глубокой интимностью, доверительностью, эмоциональной привязанностью членов друг к другу и верой в сверхъестественное.

Учёные-исламоведы подчёркивают уникальность данной модели брачно-семейных отношений: «Мусульманская семья – это особый тип довольно замкнутой социальной системы, которая зиждется на исламе и шариате, где существует четкая сакрализованная иерархия, узаконенное Всевышним распределение обязанностей и ролей. Она выступает как форма религиозного служения, рождение и воспитание детей в духе ислама всегда было, есть и будет обязанностью каждого здорового члена общества». При этом подчёркивается одно из главных условий необходимости семьи в исламе - фундаментальная идея Корана об одномоментном акте творения мужчины и женщины, об их изначальной парности, вне которой они теряют свою полноценность.

Мусульманский автор Абдель Рахим Омрана пишет, что «семья – базовая социальная единица исламского общества, а брак – основной исламский институт» Коран учит, что многоженство высоко вознаграждается в исламе, что целью замужества «является порождение детей, а дети – украшение жизни».

Идеальной моделью традиционной мусульманской семьи, с нашей точки зрения, является расширенная (многопоколенная), многодетная семья, которая строит своё функционирование вокруг обрядов и обычаев, предписанных в Коране. По сути своей, это традиционная структура, в которой женщина играет предписанную ей самой природой роль матери и домохозяйки, а мужчина направляет развитие семьи и обеспечивает её функционирование. Во взаимоотношениях между супругами мужчина выступает в качестве формального лидера. Женщина в мусульманской семье должна во всем подчиняться мужу и выполнять все его пожелания, по крайней мере, официально. В реальности же жена, супруга играет роль неформального лидера, к голосу которого прислушивается лидер формальный. Дети растут в такой семье в послушании и помогают в хозяйстве своим родителям, копируя их поведенческие модели.

Поскольку первичная социализация начинается в семье, то именно мусульманская семья обучает определенным правилам поведения, воспитывает истинного мусульманина. Данный тип семьи выделяется по одному структурному основанию – принадлежности к определённой конфессии обоих супругов. Это главный, объективный критерий определения типа семьи верующих.

Объективным критерием является и состав семьи мусульманина. Как известно, состав семьи мусульманина отличается от семей других конфессий тем, что мужчина может иметь до четырёх жен. При этом сохраняется одно важное условие коммунального проживания всех членов такой семьи - необходимость справедливого отношения мужчины к своим женам, сохранения равноправия между ними. Не следует понимать это так, что Коран поощряет многоженство или рассматривает его как идеал. Точнее говоря, Коран допускает или позволяет многоженство, не более того. На практике же семьи с двумя и более жёнами в России встречаются нечасто, в основном на Северном Кавказе среди мусульманских народов. Данная ситуация во многом зависит от менталитета населения и, в немалой степени, от местных традиций, интеграции культур и, главное, от ограниченности материальных средств.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Два типа социальной организации
На этапе межличностного обмена Блaу копирует основные положения концепции Хомaнса, но ограничивается только действиями, зависимыми от вознаграждающих реакций, исключая реакции наказания. От вознаграждения зависит степень поддержания и укре ...

Как изменить ситуацию
Современные профсоюзные работники и профсоюзные органы в большинстве своем воспроизводят неприемлемую для новых условий концепцию деятельности профсоюзов, которая четко отделяет профсоюзных функционеров от рядовых членов. Первые постоянно ...

Социологическое понимание экономической сферы социальной жизни
Вторая проблема, которую необходимо рассмотреть при анализе предмета экономической социологии, касается социологического понимания различных моментов экономической сферы социальной жизни, а значит, прежде всего, экономического поведения, э ...