Ведомство Учреждений императрицы Марии ФедоровныСтраница 2
Незадолго до смерти (в октябре 1828г.) Мария Федоровна писала: «Мы должны быть единственно одушевлены желанием исполнять наши обязанности во всех отношениях . соединяя все наши старания к сохранению детей, к возбуждению, по мере возможности, чувств материнских, к поданию помощи вдове и сироте, облегчению страждущей нищеты; тогда только мы будем оказывать истинную любовь к ближнему, по великому примеру, данному нам Спасителем».
В память об императрице по указанию Николая I было создано специальное Ведомство Учреждений императрицы Марии Федоровны, а вошедшие в его состав учебно-воспитательные заведения стали именоваться «мариинскими».
Во второй четверти XIX в. развитие Мариинского ведомства шло по двум основным направлениям. Во-первых, расширение сети институтов благородных девиц (с 1829 по 1855 гг. такие институты учреждаются в ряде губернских центров: Одессе, Казани, Киеве, Тифлисе» Иркутске, Астрахани, Оренбурге, Тамбове, Тифлисе и др.). Для управления институтами в 1845г. был создан Главный совет женских учебных заведений. Во-вторых, учреждение сиротских институтов. В 1837 г. при Петербургском и Московском воспитательных домах были открыты учебные заведения для оставшихся сиротами детей офицеров (по 300 мальчиков в каждом), так называемые «военно-сиротские институты», по окончании которых выпускники поступали в кадетские корпуса, становясь впоследствии кадровыми военными. Кроме того, под управление Ведомства перешли также и школы Женского патриотического общества, созданного в 1820-е гг.
В 1854г. учреждения Ведомства были разделены на группы: Главный совет женских учебных заведений; Опекунские советы; Санкт-Петербургский попечительский совет заведений общественного призрения; Санкт-Петербургское патриотическое общество с 15 школами; Комитет главного попечительства детских приютов с 81 приютом; Благотворительное общество 1837 г. в Москве; Александровский лицей; коммерческие училища; Попечительство бедных в Москве, его отделения в Пензе, Киеве и Симбирске; больницы и богадельни, вверенные особому управлению; Общество садоводов; частные благотворительные учреждения.
В конце 1850-х гг. Ведомство выступило инициатором организации открытых всесословных женских учебных заведений. В апреле 1859г. под руководством проф. Н. А. Вышнеградского была учреждена первая в России гимназия в Петербурге, открыв доступ к среднему образованию для женщин.
Похожие статьи:
Борьба женщин за свои права. С войны за независимость
по вторую половину XIX века
Постепенно происходят глобальные изменения той роли, которую играют женщины во всех областях жизни – политике, производстве, экономике. Этот процесс сопровождается ростом женского самосознания. На XVIII в. – первую половину XIX века приход ...
Технология и разновидности социальной рекламы. Особенности создания социальной
рекламы
Роль и значение социальной рекламы в России все больше осознается не только на государственном уровне, но и представителями российского бизнеса, профессионального рекламного сообщества. Дизайнеры, как наиболее передовая часть рекламистов, ...
Философия и практика медиации и ее значение для
разрешения конфликтов. Медиация:
социально-исторический аспект
В соответствии со взглядами современного российского учёного Савчука Валерия Владимировича, который занимается проблемами медиафилософии, медиа - это нечто, находящееся по середине, то есть некое промежуточное состояние, занимаемое между д ...