Предварительная подготовка к исследованию

Информация » Работа исследователя в процессе исследования » Предварительная подготовка к исследованию

На подготовительном этапе исследовательская проблема формулируется в самом общем виде и разрабатывается общий подход к стратегии ее анализа без детализации плана и формулировки концепций.

Наиболее важный момент подготовки - общетеоретическое определение координат, в рамках которых будет осуществляться проект. Это включает в себя:

1. Теоретико-методологическое представление исследователя о возможностях качественной методологии, что направляет логику его работы. Имеется в виду знание философских концепций понимающей социологии.

Таблица 1 демонстрирует, как постулаты гуманистической социологии становятся руководящими принципами действия исследователя на полевом этапе.

2. Предварительно определяется также теоретико-методологическая ориентация исследования.

3. Желательно предварительно определить, в рамках какой отрасли социологического знания преимущественно будет проводиться исследование (к примеру, социология культуры, урбанистика или теории социальных изменений). Это необходимо для определения основных научных категорий, которыми будет оперировать исследователь в дальнейшем, на этапе анализа.

Таблица 1 Перевод теоретических постулатов в практические принципы при организации качественного исследования

Теоретические постулаты:

Практические принципы:

- понимание субъективных смыслов поведения индивидов;

- исследователь использует высказывания и образы, описывающие ситуацию языком ее участников;

- познание реальности через формы коммуникативного общения;

- реальность изучается путем непосредственного диалога с участниками;

- обращение к скрытым от прямого наблюдения смыслам;

- исследователь идет на длительный контакт с участниками и становится "своим";

- познание повседневности языком и образами участников общения;

- используется повествовательный стиль информации о повседневной жизни, представленный в основном цитатами от первого лица и словами участников;

- понимание символов общения неотрывно от определенного контекста реальности, в рамках которого он существует;

- исследователь собирает все виды информации о социальном контексте события начиная от узко-локального до социально-исторического и анализирует объект строго в выбранных рамках;

- познавательный процесс основан на различении двух равноправных ситуаций: ситуации участников исследования и исследовательской ситуации.

- в ходе анализа и обобщения социолог постоянно пересматривает формулировки, корректирует их непосредственным опытом жизни участников исследования.

Последнее требование не всегда является обязательным на подготовительном этапе. В некоторых тактиках, например grounded theory, открытый анализ предшествует последующей категоризации в терминах той или иной теории.


Похожие статьи:

Причины бедности
К наиболее типичным факторам, обусловливающим риски оказаться в той или иной группе бедных, относят: потерю здоровья, низкий уровень квалификации, вы­теснение с рынка труда, низкий уровень среднедушевых реальных доходов и мате­риальной обе ...

Зарубежный опыт молодежной политики
В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта ряда западных стран, которые в этом вопросе достигли поставленных целей. Поэтому анализ молодежной политики в западных странах играет также немаловажное значение для определения к ...

Социологические взгляды Григория Сковороды
Вершиной развития просветительства и гуманистических традиций Киево-Могилянской академии ХVII-XVIII ст. стала социальная философия ее ученика, известного мыслителя, поэта, путешествующего философа и просветителя Григория Саввовича Сковород ...