Предварительная подготовка к исследованию
На подготовительном этапе исследовательская проблема формулируется в самом общем виде и разрабатывается общий подход к стратегии ее анализа без детализации плана и формулировки концепций.
Наиболее важный момент подготовки - общетеоретическое определение координат, в рамках которых будет осуществляться проект. Это включает в себя:
1. Теоретико-методологическое представление исследователя о возможностях качественной методологии, что направляет логику его работы. Имеется в виду знание философских концепций понимающей социологии.
Таблица 1 демонстрирует, как постулаты гуманистической социологии становятся руководящими принципами действия исследователя на полевом этапе.
2. Предварительно определяется также теоретико-методологическая ориентация исследования.
3. Желательно предварительно определить, в рамках какой отрасли социологического знания преимущественно будет проводиться исследование (к примеру, социология культуры, урбанистика или теории социальных изменений). Это необходимо для определения основных научных категорий, которыми будет оперировать исследователь в дальнейшем, на этапе анализа.
Таблица 1 Перевод теоретических постулатов в практические принципы при организации качественного исследования
Теоретические постулаты: |
Практические принципы: |
- понимание субъективных смыслов поведения индивидов; |
- исследователь использует высказывания и образы, описывающие ситуацию языком ее участников; |
- познание реальности через формы коммуникативного общения; |
- реальность изучается путем непосредственного диалога с участниками; |
- обращение к скрытым от прямого наблюдения смыслам; |
- исследователь идет на длительный контакт с участниками и становится "своим"; |
- познание повседневности языком и образами участников общения; |
- используется повествовательный стиль информации о повседневной жизни, представленный в основном цитатами от первого лица и словами участников; |
- понимание символов общения неотрывно от определенного контекста реальности, в рамках которого он существует; |
- исследователь собирает все виды информации о социальном контексте события начиная от узко-локального до социально-исторического и анализирует объект строго в выбранных рамках; |
- познавательный процесс основан на различении двух равноправных ситуаций: ситуации участников исследования и исследовательской ситуации. |
- в ходе анализа и обобщения социолог постоянно пересматривает формулировки, корректирует их непосредственным опытом жизни участников исследования. |
Последнее требование не всегда является обязательным на подготовительном этапе. В некоторых тактиках, например grounded theory, открытый анализ предшествует последующей категоризации в терминах той или иной теории.
Похожие статьи:
Основные функции социологии
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. С ...
Философия и практика медиации и ее значение для
разрешения конфликтов. Медиация:
социально-исторический аспект
В соответствии со взглядами современного российского учёного Савчука Валерия Владимировича, который занимается проблемами медиафилософии, медиа - это нечто, находящееся по середине, то есть некое промежуточное состояние, занимаемое между д ...
Сбор социологической информации
При сборе первичных данных используются четыре основных метода: 1. Опрос (анкетирование или интервьюирование); 2. Наблюдение (не включенное и включенное); 3. Эксперимент (научный и практический). 4. Анализ документов (качественный и количе ...