Предварительная подготовка к исследованию

Информация » Работа исследователя в процессе исследования » Предварительная подготовка к исследованию

На подготовительном этапе исследовательская проблема формулируется в самом общем виде и разрабатывается общий подход к стратегии ее анализа без детализации плана и формулировки концепций.

Наиболее важный момент подготовки - общетеоретическое определение координат, в рамках которых будет осуществляться проект. Это включает в себя:

1. Теоретико-методологическое представление исследователя о возможностях качественной методологии, что направляет логику его работы. Имеется в виду знание философских концепций понимающей социологии.

Таблица 1 демонстрирует, как постулаты гуманистической социологии становятся руководящими принципами действия исследователя на полевом этапе.

2. Предварительно определяется также теоретико-методологическая ориентация исследования.

3. Желательно предварительно определить, в рамках какой отрасли социологического знания преимущественно будет проводиться исследование (к примеру, социология культуры, урбанистика или теории социальных изменений). Это необходимо для определения основных научных категорий, которыми будет оперировать исследователь в дальнейшем, на этапе анализа.

Таблица 1 Перевод теоретических постулатов в практические принципы при организации качественного исследования

Теоретические постулаты:

Практические принципы:

- понимание субъективных смыслов поведения индивидов;

- исследователь использует высказывания и образы, описывающие ситуацию языком ее участников;

- познание реальности через формы коммуникативного общения;

- реальность изучается путем непосредственного диалога с участниками;

- обращение к скрытым от прямого наблюдения смыслам;

- исследователь идет на длительный контакт с участниками и становится "своим";

- познание повседневности языком и образами участников общения;

- используется повествовательный стиль информации о повседневной жизни, представленный в основном цитатами от первого лица и словами участников;

- понимание символов общения неотрывно от определенного контекста реальности, в рамках которого он существует;

- исследователь собирает все виды информации о социальном контексте события начиная от узко-локального до социально-исторического и анализирует объект строго в выбранных рамках;

- познавательный процесс основан на различении двух равноправных ситуаций: ситуации участников исследования и исследовательской ситуации.

- в ходе анализа и обобщения социолог постоянно пересматривает формулировки, корректирует их непосредственным опытом жизни участников исследования.

Последнее требование не всегда является обязательным на подготовительном этапе. В некоторых тактиках, например grounded theory, открытый анализ предшествует последующей категоризации в терминах той или иной теории.


Похожие статьи:

Определение социальной работы
По мнению В.И. Курбатова, определение понятия «социальная работа» делится на уровни: первичные и вторичные. Первичные – отражают эмпирический опыт социальной работы, результат наблюдений и экспериментов. Вторичные – интерпретируют первичны ...

Проведение пенсионной реформы
Противоречия пенсионной системы, действующей до конца 2001 года, показывали, что она находилась в тупиковом положении, из которого её, основываясь только на косметических изменениях нельзя было вывести. Учитывая невозможность создания полн ...

Инновационные технологии в экономике
Несмотря на то, что термин «инновация» сегодня не нов, его много раз произносят сегодня и при этом подчеркивают его некоторое почти бытовое значение. Управленцы и экономисты предприятий и учреждений оперируют этим термином, стараясь подчер ...