Понятие социальной роли
Страница 1

Информация » Личность и социальные роли » Понятие социальной роли

Понятие социальной роли принадлежит ряду социологических теорий, зародившихся в США. «Основным понятием социологии является понятие роли, - отмечал Т. Парсонс. – Я предпочитаю рассматривать это понятие как базисный термин» [7, с.134].

Антрополог Р. Линтон определил это понятие таким образом: «Статус, в отличие от обладающей им личности, представляет собой совокупность прав и обязанностей. Роль представляет собой динамический аспект статуса. Личность наделяется статусом и обладает им по отношению к другим статусам. Осуществляя права и выполняя обязанности, составляющие ее статус, личность играет определенную роль» [8, с. 142].

А.Г. Эфендиев дает основные характеристики социальной роли.

1. Социальная роль – это ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Как следует себя вести, как действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом – все это предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам.

Роль – это образец поведения человека, занимающего определенный статус. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль.

И если работа требует сдержанности, а человек является эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться от карьеры, или научиться контролировать себя.

Роль, будучи независимым от личности образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного функционирования первоосновы социальной жизни - социальных институтов.

2. Социальная роль органично соединяет в себе символически-информационную и императивно-контрольную составляющие. Символически-информационная составляющая предоставляет личности сценарий поведения, в котором представлен образец требуемого от человека данного статуса поведения, вплоть до жестов, походки, одежды, привычек. Ролевое ожидание существует в виде правил, инструкций, норм поведения. Эти стандарты создают целостный образ того, как следует себя вести. Этот образ воспринимается как требование, поведение, предуказание.

3. Необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями, обычаями.

Ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Содержание роли определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. В рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает. Например, поведение начальника предполагает одну систему норм, поведение подчиненного – несколько иную.

Возможны расхождения между ролевыми предуказаниями и общечеловеческими требованиями: искренность, как ценность приоритетнее приветливости, но в поведении гостя последняя важнее. Гость не должен, проявляя искренность, признаваться в том, что ему не понравился предложенный обед.

4. Социальная роль – это достаточно полная, но не всеохватывающая поведенческая характеристика. Ролевой стандарт оставляет определенный простор для индивидуальных особенностей личности, ее фантазии. В армии степень ролевой регламентации достаточно велика. Среди профессиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, труд которого примитивен и не требует соблюдения жестких правил.

5. Социальная роль объединяет в себе функционально-целесообразные (повторяющиеся) и культурно-вариативные черты, характеристики, что дает нам образец ролевого поведения (женщины, сына, учителя и т. д.) в данном обществе.

Функциональная целесообразность порождает много общих черт в ролевых образцах поведения у разных народов : офицеры должны уметь отдавать распоряжения, приказы, управлять подчиненными, а учителя должны быть интеллигентными людьми, уважать учеников.

Применительно к культурно-вариативной составляющей социальной роли в разных странах возникают различия, обусловленные своеобразием культур, в которых один и тот же статус может иметь разный престиж (например, статус учителя) [9, с. 470-473].

Большую роль в формировании ролевого стандарта поведения играет система ценностей, принятая в обществе, нормы взаимоотношений.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Программа по борьбе с безработицей
Знамением времени стала проблема безработицы. Её решение также находится в сфере внимания РПЦ. Сейчас совместно с храмом святых апостолов Петра и Павла в Лефортове Отдел разрабатывает программу по созданию рабочих мест. Планируется, что бе ...

Методы прогнозирования
Для проникновения в тайны будущего разработаны специальные методы, объединенные общим названием – прогностика. Прогностика – наука о законах и способах прогнозирования. Она помогает увидеть, как будет выглядеть мир завтрашнего дня. 10 нояб ...

Социологическое понимание экономической сферы социальной жизни
Вторая проблема, которую необходимо рассмотреть при анализе предмета экономической социологии, касается социологического понимания различных моментов экономической сферы социальной жизни, а значит, прежде всего, экономического поведения, э ...