Заключение
Страница 1

Влияние работы на развитие подро­стка (физическое, познавательное, эмоциональное, нравственное) - глав­ный критерий, позволяющий устано­вить, когда труд из позитивного фак­тора превращается в свою противопо­ложность. Наши исследования свиде­тельствуют, что работа подростков за­частую приводит к недопустимым фи­зическим нагрузкам или социально -психологическому стрессу. Так, 70,3% работающих подростков устает на ра­боте, в том числе 14,6% - очень. Це­лый ряд оценок подтверждает, что подростки иногда работают слишком продолжительное время. В результате им зачастую не хватает времени для учебы и полноценного отдыха (43% опрощенных). 10,8% работающих под­ростков "постоянно испытывают не­достаток времени для отдыха и уче­бы". Кроме того, избыточная трудовая занятость учащихся непосредственно влияет на успеваемость, снижая ее Работающие подростки ориентирова­ны на быстрое вступление в трудовую жизнь. Интенсивная работа снижает их потребность в образовании, меняет структуру досуга.

Наличие достоверных данных отно­сительно количества работающих де­тей также является неотъемлемой частью организации целостной систе­мы занятости. Их достоверность име­ет решающее значение в определении приоритетных групп, разработке це­лей, составлении реалистичных прог­рамм и измерении результатов. Сис­тема данных не должна быть перегру­жена излишней информацией, требу­ющей больших затрат на ее сбор и анализ.

Подростки зачастую сталкиваются с неудовлетворительными условиями труда на своих рабочих местах. Трудо­вая инспекция выявила ряд наруше­ний трудового законодательства в от­ношении их на предприятиях.

Необходимость разработки спе­циальных технологий занятости в отношении подростков обуславли­вается наличием у них существен­ных особенностей, выделяющих их в специфическую группу общества с соответствующими потребностя­ми и интересами. С одной сторо­ны, у подростков есть те же права, что у взрослых - гражданские, со­циальные, культурные, политичес­кие. С другой - обязанностью об­щества является защита подростка от выполнения работы, представ­ляющей опасность для его разви­тия.

Поэтому в основе разработки всех технологий занятости подро­стков должна лежать идея о том, ^ что лишь та работа, которая прино­сит пользу, стимулируя или укреп­ляя физическое, умственное, ду­ховное развитие подростка, без ущерба для учебы, досуга и отды­ха, является допустимой. В то же время общество обязано в корне 1ресекать такие формы занятости совершеннолетних, когда:

-работа приводит к недопусти­мым физическим нагрузкам или социано- психологическому стрессу;

-подростки работают полный рабочий день или чересчур продол­жительное время;

-работа мешает образованию;

-трудовая деятельность осущес­твляется при неудовлетворитель­ных условиях труда;

-характеризуется несоответствующей оплатой труда;

-работа имеет недопустимые формы унизительного труда или сексуальной эксплуатации;

-работа мешает всестороннему социальному и психологическому развитию.

Что касается развития законода­тельной базы, недопустимые фор­мы труда детей в трудной жизнен­ной ситуации не могут быть иско­ренены только законодательными действиями. Но и без этого реше­ние проблемы невозможно. Конт­роль за соблюдением законода­тельства, точно определяющего минимальный возраст для вступле­ния в занятость, получение обяза­тельного (базового) образования, запрещение детского труда на опасных производствах, в опасных условиях труда, когда это мешает получению образования, отнимает здоровье и тормозит развитие де­тей, должен осуществляться обя­зательно.

Страницы: 1 2


Похожие статьи: